Найти тему
Как развить ребёнка

Пятёрка на уроке за выразительное чтение! Это реально! Учим ребёнка читать стихи выразительно!

Белочка
Белочка

Однажды подруга мне пожаловалась, что учитель ставит её внуку четвёрки за стихи, хотя он читает их без запинки. «Прочти выразительно! Скажи громко и выразительно!»- просит она его.

"Что значит, читать выразительно?"- спрашивает подруга. Я пригласила её на занятия. Ребёнок начал получать пятёрки. Прекрасно стал читать доклады и сообщения по темам уроков. Если у вас есть трудности с выразительным чтением, приглашаю познакомиться с нашей статьёй.

Говорить выразительно, значит говорить ярко, образно, привлекая внимание слушателей.

Следует помнить, что выразительно в речи то, что выделяется на общем фоне, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес.

Одним из главных средств вырази­тельности в речи является тон высказывания. «Верный тон и речь красит, и успех делу сулит!» - учит русская пословица.

Одно и то же выражение можно сказать разным тоном: убеждающим, приказывающим, суровым или просительным, грустным, радостным или ласковым.

Правильный выбор тона часто помогает собеседнику прислушаться к вашей просьбе, правильно вас понять и оценить сказанное.

Упражнения 1.

Выполняя эти упражнения, вы научитесь интонировать — выделять паузами и голосом более значимую информацию. Это первое условие выразительности звучащей речи.

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты. Делайте паузы согласно знакам препинания: «запя­тая» — незначительная пауза; «двоеточие» — пауза перед пояснением; «тире» — длительная пауза при сравнении или сопоставлении; «точка с запятой» — сделать па­узу, в конце смыслового отрывка.

1. Кто хочет много знать — тому надо мало спать! Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

2. Красна птица пером, а человек — умом! Красна птица пером, а человек — умом

3. Тьма свету не любит; злой — доброго не терпит. Всем известно: красна речь — слушанием.

4. Испокон века: книга растит человека!

5. Речь — любит течь; фраза — идти потихонечку, а слово — бежать да играть!

Упражнения 2.

Выполнение этих упражнений, поможет вам овла­деть смысловой интонацией.

Прочитайте предлагаемые фразы согласно заданию. Обратите внимание на знаки препинания, которые помогут выбрать правильную интонации.

СНЕГ ПОШЁЛ-(Спрашиваете, удивляясь — ?!) (Восхищаетесь, радуетесь — !) (Огорчаетесь смене погоды ...) (Грустите, потому что не любите зимний холод — ...)

МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК (Спрашиваете и просите одновременно — ?!)

(Радостно сообщаете об этом друзьям). (Спрашиваете, чтобы

уточнить, идёте ли вы в зоопарк, или в парк на аттракционы — ?..)

Упражнения 3.

Попробуйте прочитать текст, соблюдая знаки препинания и найдите слова, которые можно выделить голосом по смыслу.

Лиса и заяц.

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу — и в кусты.

Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лисица. Целый день лисица за зайцем гонялась. Но так и не поймала. Молодец, заяц!

Заяц

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

-Рад, что зубы не болят!

Заяц белый.

- Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

-Я не бегал, я скакал!

Азбука.

Шла лисица по тропинке,

Нашла азбуку в корзинке,

И уселась на пенёк,

И читала весь денёк.