Однажды подруга мне пожаловалась, что учитель ставит её внуку четвёрки за стихи, хотя он читает их без запинки. «Прочти выразительно! Скажи громко и выразительно!»- просит она его.
"Что значит, читать выразительно?"- спрашивает подруга. Я пригласила её на занятия. Ребёнок начал получать пятёрки. Прекрасно стал читать доклады и сообщения по темам уроков. Если у вас есть трудности с выразительным чтением, приглашаю познакомиться с нашей статьёй.
Говорить выразительно, значит говорить ярко, образно, привлекая внимание слушателей.
Следует помнить, что выразительно в речи то, что выделяется на общем фоне, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес.
Одним из главных средств выразительности в речи является тон высказывания. «Верный тон и речь красит, и успех делу сулит!» - учит русская пословица.
Одно и то же выражение можно сказать разным тоном: убеждающим, приказывающим, суровым или просительным, грустным, радостным или ласковым.
Правильный выбор тона часто помогает собеседнику прислушаться к вашей просьбе, правильно вас понять и оценить сказанное.
Упражнения 1.
Выполняя эти упражнения, вы научитесь интонировать — выделять паузами и голосом более значимую информацию. Это первое условие выразительности звучащей речи.
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты. Делайте паузы согласно знакам препинания: «запятая» — незначительная пауза; «двоеточие» — пауза перед пояснением; «тире» — длительная пауза при сравнении или сопоставлении; «точка с запятой» — сделать паузу, в конце смыслового отрывка.
1. Кто хочет много знать — тому надо мало спать! Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
2. Красна птица пером, а человек — умом! Красна птица пером, а человек — умом
3. Тьма свету не любит; злой — доброго не терпит. Всем известно: красна речь — слушанием.
4. Испокон века: книга растит человека!
5. Речь — любит течь; фраза — идти потихонечку, а слово — бежать да играть!
Упражнения 2.
Выполнение этих упражнений, поможет вам овладеть смысловой интонацией.
Прочитайте предлагаемые фразы согласно заданию. Обратите внимание на знаки препинания, которые помогут выбрать правильную интонации.
СНЕГ ПОШЁЛ-(Спрашиваете, удивляясь — ?!) (Восхищаетесь, радуетесь — !) (Огорчаетесь смене погоды ...) (Грустите, потому что не любите зимний холод — ...)
МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК (Спрашиваете и просите одновременно — ?!)
(Радостно сообщаете об этом друзьям). (Спрашиваете, чтобы
уточнить, идёте ли вы в зоопарк, или в парк на аттракционы — ?..)
Упражнения 3.
Попробуйте прочитать текст, соблюдая знаки препинания и найдите слова, которые можно выделить голосом по смыслу.
Лиса и заяц.
Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу — и в кусты.
Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лисица. Целый день лисица за зайцем гонялась. Но так и не поймала. Молодец, заяц!
Заяц
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
-Рад, что зубы не болят!
Заяц белый.
- Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
-Я не бегал, я скакал!
Азбука.
Шла лисица по тропинке,
Нашла азбуку в корзинке,
И уселась на пенёк,
И читала весь денёк.