Всё больше компаний выводят свой бизнес на торговые площадки, видя рост покупательской активности в интернете. Продажи на маркетплейсе – это не только денежные взаимоотношения между торговой площадкой, продавцом и покупателем, но и вопрос ответственности и гарантий. О том, как закон регулирует отношения внутри торговой площадки, расскажет руководитель юридической службы Колобаев Андрей Александрович.
Вопрос 1.
Есть ли обязанность у торговой площадки проверять мошенник продавец или нет? Кто и в какой мере несет ответственность за безопасность сделки.
С точки зрения гражданского законодательства, участники правоотношений считаются добросовестными до того момента, пока не будет доказано обратное.
При этом, сам по себе факт неисполнения договора не означает, что продавец – мошенник. Даже если есть вступившее в законную силу решение суда о взыскании с продавца денежных средств, уплаченных покупателем (например, в случае, если приобретённый товар не был доставлен), то это также ещё не означает, что продавец – мошенник. Мошенничество – это уголовное преступление и факт его совершения может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу.
Торговая площадка – не суд и не может самостоятельно определять: кто мошенник, а кто нет. Безопасность сделки – забота, в первую очередь, самих участников такой сделки. Разумеется, площадка заинтересована, чтобы все заказы, совершаемые при её посредничестве, исполнялись надлежащим образом, но гарантировать это площадка объективно не может и не обязана.
Вопрос 2.
Если заплатил деньги продавцу, но сделка не состоялась или ее выполнение задерживается на неопределенный срок, кто за это отвечает, продавец или торговая площадка? Куда обращаться покупателю, чтобы вернуть деньги?
За надлежащее исполнение обязательств по договору отвечает соответствующая сторона договора, в данном случае – продавец. Площадка не может отвечать за исполнение обязательств продавцом, т.к. не является обязанным лицом по сделке. Исключение: если площадка принимает сама деньги от покупателя – в этом случае она может нести ответственность в рамках закона о защите прав потребителей. Если купленный товар не доставлен покупателю, то покупатель может обратиться:
– с претензией к продавцу;
– с исковым заявлением в суд;
– в полицию, если есть достаточные основания полагать, что имел место факт мошенничества.
А как покупателю понять, кто принял деньги в случае его покупки, площадка или продавец?
Перед покупкой в модуле онлайн-оплаты покупателю даются ссылки на «Пользовательское соглашение» и «Политику конфиденциальности продавца». Там как раз и указано, с кем покупатель вступает в правоотношения и кому уйдет оплата. Но в случае, если покупатель не прочитает об этом до оплаты, вся информация о продавце будет видна в чеке. В данном случае это главный документ для покупателя, который содержит полную информацию о покупке.
Вопрос 3.
Несет ли маркетплейс ответственность за то, какие цены устанавливают продавцы на свои товары? Может ли торговая площадка как-то влиять на ценовую политику продавца. Если да, то законно ли это?
Напрямую влиять на ценовую политику продавцов площадка, конечно, не может, т.к. обратное означало бы нарушение принципа свободы договора – договора, который заключается между продавцом и покупателем. Свободное ценообразование – одна из основ рыночной экономики.
Если у вас есть вопросы нашему эксперту, задайте их в комментариях.
А о том, каким должен быть сайт, чтобы привлекать больше покупателей, вы узнаете в статье “Говорим с экспертом: 3 вопроса веб-дизайнеру”, где наш эксперт Алексей Борисов отвечал на вопросы клиентов.