"Я люблю работу: она захватывает меня целиком. Я могу часами сидеть и смотреть, как другие работают". Джером К. Джером
На работу не берут, потому что нет опыта, а опыт негде получить, потому что не берут. Заколдованный студенческий круг. Как из него выйти? Важно понимать, кого ищет работодатель, и какие навыки требуются. А ещё — стажировки.
Конфликт поколений
Студенты и работодатели — представители разных поколений. Работодатели — состоявшиеся опытные профессионалы, которые ценят дисциплину, знают, что в каждой работе много рутины, которую надо выполнять, даже если не хочется. Они заинтересованы в молодых сотрудниках и стажерах, которые могут привнести в компанию энергию и свежий взгляд на устоявшиеся процессы.
У современных студентов часто другие ценности. Многих студентов финансово поддерживают родители во время учебы, поэтому они чаще прислушиваются к своим желаниям, живут по принципу «хочу!», а не «надо». Эти ребята ценят свободу и не готовы заниматься тем делом, которое их «не зажигает». Они выросли со смартфоном в руке, поэтому прекрасно себя чувствуют в мире современных технологий и он-лайна.
Молодые люди от стажировки или работы хотят примерно следующего:
- как можно больше креативных задач, меньше рутины;
- гибкий график, возможность самостоятельно планировать свой день;
- достойную зарплату и социальные гарантии;
- современный красивый и комфортный офис.
Здесь и сейчас
Помимо перечисленных достаточно высоких требований, зачастую студенты не готовы работать на отдаленный результат. Если нужно несколько месяцев решать задачи компании, а плоды этой работы станут осязаемыми минимум через полгода, молодежь теряет мотивацию.
Работодателю сложно совместить все пожелания в рамках одной вакансии, и это может стать поводом для разногласий. Вот буквально несколько цитат студентов, которые отказались от стажировки или разочаровались в ней:
«Я думал, что это офис, а это завод» (стажера расстроили условия работы, он предпочел бы более современное и комфортное пространство).
«А можно предоставить вертолет, чтобы я прошел практику на месте разработки?» (молодой человек хотел пройти стажировку на нефтяном месторождении, к которому трудно, но можно добраться самостоятельно).
«Я хочу быть заместителем начальника. Вот статья, в которой написано, что это возможно с уровнем образования бакалавра» (это реальная цитата студента, который был уверен, что хороших оценок в университете и побед на олимпиадах достаточно для руководящей должности).
Ожидания vs реальность
Большую напряженность создает и разрыв между образовательными программами вузов и теми требованиями, которые работодатель предъявляет к начинающим сотрудникам. Нередко студенты не могут «потрогать профессию руками», пока не получат диплом и не выйдут на первую работу.
Как достичь взаимопонимания
Проактивные студенты всегда в выигрыше. Поэтому надо проходить практики и стажировки, изучать вакансии в компаниях, куда хотелось бы устроиться после выпуска, отмечать для себя, что должен уметь сотрудник в этих компаниях, и на какую зарплату он может рассчитывать. Чем реальнее будет представление о будущей работе, тем легче будет переход от студенчества к старту карьеры.
В то же время работодатели могут сделать шаг навстречу молодежи: приходить в университеты и развивать партнерство с ними, предлагать стажировки и другие форматы работы с начинающими специалистами. Некоторые российские компании уже сегодня реализуют магистерские программы совместно с ведущими университетами страны: «Сбербанк» сотрудничает с МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ДВФУ, УрФУ, МФТИ и другими вузами, «Яндекс» — с московскими и санкт-петербургскими вузами, в том числе СПбГУ и Университетом ИТМО.
Используйте данную информацию в процессе трудоустройства. Успехов!
Сайт системы трудоустройства "Устроим". Фейсбук. Телега.
Ещё статьи по теме:
- Все главы Книги "62 ошибки соискателя в процессе трудоустройства"
- Обнаружили рекордное число вакансий в России. Где они?
- Пора двигаться дальше. Самые высокооплачиваемые профессии России
- Как "обнулить" свою жизнь в 40+. Время возможностей