Найти тему

Памяти Ирины Александровны Антоновой

Оглавление

Приветствуем Вас на канале библиотеки имени Фурцевой!

30 ноября на 99 году жизни ушла легенда советского и российского искусствоведения, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина и просто великая женщина Ирина Александровна Антонова, памяти которой мы посвящаем эту статью.

Всех заслуг перед Россией и искусством Ирины Антоновой не перечесть, мы же хотим обратить внимание на один из самых ярких и знаковых моментов в её карьере, связанный с первой женщиной министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой, и приездом в Советскую страну легендарной «Джоконды» Леонардо да Винчи в 1974 году.

За всю историю своего экспонирования в Парижском Лувре Джоконда или Мона Лиза – бесценное сокровище главного музея Франции, да и всей мировой культуры – покидало его считанное количество раз, и мало какие страны могут похвастаться тем, что принимали великое произведение в своих музеях. Тем замечательнее, что Советский Союз в числе этих счастливчиков.

Подписывайтесь на наш канал и помните великих!
Подписывайтесь на наш канал и помните великих!

В 1974-м году в СССР произошло культурное событие планетарного масштаба – советская публика увидела самое знаменитое творение гения Возрождения да Винчи лично, благодаря Ирине Антоновой и Екатерине Фурцевой – двум невероятным женщинам, которые сделали всё возможное и невозможное, чтобы это свершилось.

Ирина Антонова была назначена директором ГМИИ им. А.С. Пушкина в эпоху министерства Фурцевой неслучайно, Екатерина Алексеевна верила Антоновой и верила в Антонову (об этом не раз вспоминала сама Ирина Александровна) и не ошиблась. Именно к Фурцевой обратилась Антонова, когда узнала, что «Джоконда» будет пролетать над Москвой и было бы чудесно её «перехватить».

Фурцева пообещала сделать всё возможное – и справилась, хотя сил это от неё потребовало невероятных: за два месяца предстояло проделать работу, на которую обычно уходят годы.

«Я поговорю с французским послом, – сказала Антоновой Фурцева, – всё-таки он в меня влюблён…».

Итог известен: с апреля по июнь 1974-го года «Джоконду» Леонардо да Винчи показали советским гражданам в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Стоит ли говорить, что очереди на эту выставку стояли многочасовые и многокилометровые?!

Без Ирины Александровны Антоновой и Екатерины Алексеевны Фурцевой в СССР живую "Мону Лизу" бы не увидели. Фото-коллаж из цифрового архива библиотеки Фурцевой
Без Ирины Александровны Антоновой и Екатерины Алексеевны Фурцевой в СССР живую "Мону Лизу" бы не увидели. Фото-коллаж из цифрового архива библиотеки Фурцевой

Екатерина Алексеевна Фурцева «выбила» из советского правительства баснословную сумму на страхование – 100 миллионов долларов, по её личному заказу в кратчайшие сроки (счёт шёл буквально на часы) изготовили пуленепробиваемый ящик-футляр, а Ирина Антонова обеспечила все условия для экспонирования шедевра, согласно строжайшему райдеру.

Вместе они совершили невероятное – «открыли» советскому народу доступ к величайшей картине эпохи Возрождения, подарили возможность людям закрытой страны увидеть шедевр своими глазами!

Символично, что «Мона Лиза» стала последним масштабным культурным событием, которое совершила Екатерина Фурцева – осенью того же года она ушла из жизни, успев приложить все свои силы и подключив все ресурсы, чтобы «прекрасную флорентийку» всё-таки увидели в СССР.

Говорят, посетители той выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина, которым давалось всего 15-20 секунд, чтобы встретиться взглядом с «Джокондой», так как желающих было множество и очередь не должна была останавливаться, отходя от картины, шептали со слезами на глазах: «Прощай, Джоконда!».

Прощайте, Ирина Александровна! Спасибо за ваш невероятный труд и любовь к искусству и культуре и за ваш вклад в художественное образование страны!

Помните великих, читайте хорошие книги, подписывайтесь на наш канал и делитесь этой статьей с друзьями и знакомыми – мир должен помнить!