Режиссера Терри Гиллиама – великолепного мастера фэнтези в кино по - праву считают культовым. Но судя по фильму «Человек, который убил Дон Кихота» (2018) его можно назвать и невезучим. Но невезения начались еще раньше…
В 2009 году на экраны мира вышел фильм «Воображариум доктора Парнаса». В основе фильма – фаустовская фабула: на улицах Лондона выступает необычное шоу, возможности которого существуют благодаря договору с Дьяволом. Рок преследовал режиссера: исполнитель роли Тони - Хит Леджер умер прямо во время съемок.
Фантазию на тему Дон Кихота Терри Гиллиам снимал 29 лет. Так что документальный фильм о злоключениях на съемках – «Затерянные в Ла Манче» вышел на 15 лет раньше самого фильма.
На пути постоянно возникали препятствия: наводнение, военная база НАТО ( выяснилось, что, на ее территории снимать нельзя), травмы актеров, роковые продюсеры.
Особенно не повезло с первым. Парижский суд после выхода картины постановил выплатить первому продюсеру фильма сумму в размере 10 тыс. евро за нарушение условий контракта. И лишил самого режиссера прав на этот фильм.
О финансировании фильма на тему Дон Кихота Гиллиам договаривался, ни разу не прочитав роман Сервантеса. Когда режиссер всё-таки взялся за книгу, то понял, что с выданными ему 20 миллионами снять фильм о Дон Кихоте невозможно.
Выбор романа особенно удивляет. «Дон Кихот» Сервантеса считается первым современным романом , по числу изданных тиражей он уступает только Библии. На протяжении 20 века, начиная с немого кино, роман экранизировался более 30 раз. В том числе с выдающимся русским певцом Федором Шаляпиным в главной роли.
В 1957 году вышла экранизация режиссер Г. Козинцева «Дон Кихот». В главной роли – Николай Черкасов. Фильм стал первой цветной широкоэкранной стереофонической картиной, выпущенной на «Ленфильме» и был показан в основной программе Каннского МКФ.
В этом же 1957 году попытку экранизировать роман Сервантеса сделал Орсон Уэллс. Знаменитый режиссер взял за основу идею: Дон Кихот и Санчо — герои на все времена и поместил действие романа в современную ему франкистскую Испанию. На экране возникает уличная жизнь Испании 1960-х, в которую он включает сюжет Сервантеса.
Действие фильма происходит в Андалузии, где жил молодой Уэллс, зарабатывая тем, что писал детективы и выступал на арене как тореро. Уэллс сам становится героем фильма о Дон Кихоте, в роли американца и кинорежиссера. В фильме есть эпизод встречи Уэллса с Санчо Пансо, который постепенно становится главным героем, вытесняя на второй план Дон Кихота.
Съемки продолжались 15 лет и закончились тем, что Уэллс отказался монтировать снятый материал. В 1992 году он был смонтирован ассистентом режиссера Хесусом Франко. В итоге получился фильм "Дон Кихот Орсона Уэллса».
Но вернемся к фильму Терри Гилиама. Герой фильма «Человек, который убил Дон Кихота» - рекламный режиссер Тони Грисони, оказавшись в Испании, вспоминает о своем дебюте. Свой дипломный фильм он снимал как экранизацию романа Сервантеса. А на роль Дон Кихота взял непрофессионала, испанского сапожника Харьера.
Спустя годы он о нем вспомнил и решил использовать для рекламы. Но приехав в испанскую деревню, попадает в музей Дон Кихота с живым экспонатом. Старик Харьер сошел с ума и так и не вышел из образа Дон Кихота. Такое бывает.
Дон Кихот – образ очень странный. Гиллиам: «В книге Сервантес делает странную и страшную вещь. Он всячески смеётся над Дон Кихотом, подчёркивает, что он дурак. И чем больше он жесток, тем больше мы любим Дон Кихота. Когда в конце герой выздоравливает, мы не хотим соглашаться с этой переменой. Мы хотим, чтобы он был безумен, поскольку мы знаем, что здравый смысл его убьёт».
Магию образа скоро испытает на себе Тоби Грисони. Старик принимает Тоби за своего верного оруженосца Санчо и тащит в опасное путешествие, где реальность трансформируется в фантазию, а правду не отличить от вымысла.
В фильме «Человек, который убил Дон Кихота» соединились все основные мотивы творчества режиссёра — истории о человеческих фантазиях, вымышленных мирах, снах, деструктивных свойствах искусства. Гиллиам: «Мой фильм об эффекте фильмов, о том, что кино может разрушать жизни».
Владимир Жерехов