Найти тему
Лидеры кино

«Человек, который убил Дон Кихота». Роковой выбор Терри Гиллиама

Режиссера Терри Гиллиама – великолепного мастера фэнтези в кино по - праву считают культовым. Но судя по фильму «Человек, который убил Дон Кихота» (2018) его можно назвать и невезучим. Но невезения начались еще раньше…

Британский режиссер Терри Гиллиам  на фоне его  фантазий
Британский режиссер Терри Гиллиам на фоне его фантазий

В 2009 году на экраны мира вышел фильм «Воображариум доктора Парнаса». В основе фильма – фаустовская фабула: на улицах Лондона выступает необычное шоу, возможности которого существуют благодаря договору с Дьяволом. Рок преследовал режиссера: исполнитель роли Тони - Хит Леджер умер прямо во время съемок.

Фантазию на тему Дон Кихота Терри Гиллиам снимал 29 лет. Так что документальный фильм о злоключениях на съемках – «Затерянные в Ла Манче» вышел на 15 лет раньше самого фильма.

•	В роли Дон Кихота -  Джонатан Прайс – актер Королевской шекспировской труппы
• В роли Дон Кихота - Джонатан Прайс – актер Королевской шекспировской труппы

На пути постоянно возникали препятствия: наводнение, военная база НАТО ( выяснилось, что, на ее территории снимать нельзя), травмы актеров, роковые продюсеры.

Особенно не повезло с первым. Парижский суд после выхода картины постановил выплатить первому продюсеру фильма сумму в размере 10 тыс. евро за нарушение условий контракта. И лишил самого режиссера прав на этот фильм.

О финансировании фильма на тему Дон Кихота Гиллиам договаривался, ни разу не прочитав роман Сервантеса. Когда режиссер всё-таки взялся за книгу, то понял, что с выданными ему 20 миллионами снять фильм о Дон Кихоте невозможно.

-3

Выбор романа особенно удивляет. «Дон Кихот» Сервантеса считается первым современным романом , по числу изданных тиражей он уступает только Библии. На протяжении 20 века, начиная с немого кино, роман экранизировался более 30 раз. В том числе с выдающимся русским певцом Федором Шаляпиным в главной роли.

В 1957 году вышла экранизация режиссер Г. Козинцева «Дон Кихот». В главной роли – Николай Черкасов. Фильм стал первой цветной широкоэкранной стереофонической картиной, выпущенной на «Ленфильме» и был показан в основной программе Каннского МКФ.

В этом же 1957 году попытку экранизировать роман Сервантеса сделал Орсон Уэллс. Знаменитый режиссер взял за основу идею: Дон Кихот и Санчо — герои на все времена и поместил действие романа в современную ему франкистскую Испанию. На экране возникает уличная жизнь Испании 1960-х, в которую он включает сюжет Сервантеса.

Действие фильма происходит в Андалузии, где жил молодой Уэллс, зарабатывая тем, что писал детективы и выступал на арене как тореро. Уэллс сам становится героем фильма о Дон Кихоте, в роли американца и кинорежиссера. В фильме есть эпизод встречи Уэллса с Санчо Пансо, который постепенно становится главным героем, вытесняя на второй план Дон Кихота.

Съемки продолжались 15 лет и закончились тем, что Уэллс отказался монтировать снятый материал. В 1992 году он был смонтирован ассистентом режиссера Хесусом Франко. В итоге получился фильм "Дон Кихот Орсона Уэллса».

•	Тони Грисони -  голливудская кинозвезда Адам Драйвер
• Тони Грисони - голливудская кинозвезда Адам Драйвер

Но вернемся к фильму Терри Гилиама. Герой фильма «Человек, который убил Дон Кихота» - рекламный режиссер Тони Грисони, оказавшись в Испании, вспоминает о своем дебюте. Свой дипломный фильм он снимал как экранизацию романа Сервантеса. А на роль Дон Кихота взял непрофессионала, испанского сапожника Харьера.

Спустя годы он о нем вспомнил и решил использовать для рекламы. Но приехав в испанскую деревню, попадает в музей Дон Кихота с живым экспонатом. Старик Харьер сошел с ума и так и не вышел из образа Дон Кихота. Такое бывает.

Дон Кихот – образ очень странный. Гиллиам: «В книге Сервантес делает странную и страшную вещь. Он всячески смеётся над Дон Кихотом, подчёркивает, что он дурак. И чем больше он жесток, тем больше мы любим Дон Кихота. Когда в конце герой выздоравливает, мы не хотим соглашаться с этой переменой. Мы хотим, чтобы он был безумен, поскольку мы знаем, что здравый смысл его убьёт».

Гений Сервантеса в  этом фильме побеждает, хотя не без торжества абсурда!
Гений Сервантеса в этом фильме побеждает, хотя не без торжества абсурда!

Магию образа скоро испытает на себе Тоби Грисони. Старик принимает Тоби за своего верного оруженосца Санчо и тащит в опасное путешествие, где реальность трансформируется в фантазию, а правду не отличить от вымысла.

В фильме «Человек, который убил Дон Кихота» соединились все основные мотивы творчества режиссёра — истории о человеческих фантазиях, вымышленных мирах, снах, деструктивных свойствах искусства. Гиллиам: «Мой фильм об эффекте фильмов, о том, что кино может разрушать жизни».

Владимир Жерехов