С августа 1941 года по конец января 1944-го Тосненский район Ленинградской области находился в нацистской оккупации. Здесь действовало девять концлагерей для советских военнопленных: три в Любани, два в Тосно, по одному – в Лисино-Корпусе, Шапках (Староселье), Покровском, Ульяновке (Саблино).
Условия содержания были ужасающими. По сути дела, это был конвейер смерти. Пленных морили голодом, а местным жителям запрещалось под страхом смерти передавать продукты.
Пленных в лучшем случае кормили эрзац-хлебом – специально изобретенным суррогатом, состоявшим из смеси ржаных отрубей, свекольного жмыха, древесных опилок и «муки» из соломы и листьев. Да еще – гнилой баландой.
Они ели траву, объедали кору с деревьев, в пищу шли лягушки и крысы. В Саблинском лагере были зафиксированы даже случаи каннибализма...
Во все времена на Руси, в России солдатам, попавшим в плен, сочувствовали. Почему же во время Великой Отечественной попавших в плен объявили изменниками?
Хорошо известны слова, которые часто приписывают Сталину, хотя документального подтверждения этому нет: «У нас нет военнопленных, а есть предатели». Однако именно эта фраза очень точно отражала политику советского государства в отношении своих солдат, оказавшихся в плену.
Действительно, указ № 270 от 16 августа 1941 года за подписью Сталина «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия» фактически приравнивал плен к измене родине, к воинскому преступлению.
Но не только государственная политика ставила наших воинов, попавших в плен, вне закона. Почему послевоенные поколения вычеркнули их из памяти? Почему люди, вернувшиеся из плена, стали чем-то вроде прокаженных в родном Отечестве? Можно ли как-то объяснить это «всеобщее помрачение чувств и рассудка»?
Наличие миллионов военнопленных, напоминавшее о поражениях и военных катастрофах, мешало наслаждаться вкусом Победы. Эти люди были свидетельством страшной цены, заплаченной за Победу, а думать и помнить об этом не хотелось.
Подвиг пленных в том, что большинство из них сохраняли достоинство. Даже в немыслимо тяжелых обстоятельствах люди пытались сопротивляться, сохраняли верность долгу, присяге и родине. Не случайно большинство пленных негативно относились к вступлению в армию Власова.
Только в последние десятилетия в нашей стране появились такие памятные знаки.
Апокалипсическая картина судьбы советских военнослужащих, оказавшихся в фашистском плену, не поддается здравому пониманию...
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.