Найти тему
Дети – цветы жизни

Неправильные методы воспитания. Почему в сравнении ребенка с другими одно лишь зло

Вряд ли родители желают зла собственному ребенку, сравнивая его с другими. Они не хотят его обидеть, а лишь пытаются создать для него некий ориентир. Направить сына или дочь, дать понять, что есть к чему стремиться.

Родители думают, что сравнение – это совершенно безобидный способ заставить действовать, подтолкнуть. Ведь нет никаких принуждений, криков, казалось бы, и оскорблений.

Мамы и папы, произносят:

  • А вот Маша все до конца доедает, не оставляет пол тарелки супа;
  • А Петя сам шнурки завязывает, какой хороший мальчик. И не плачет, если у него с первого раза не получается, а пробует молча снова;
  • А Вика-то, какая умница, уже на коньках катается, а ты даже встать ровно не можешь.

И да, самое страшное, это окончание фразы: «а вот ты» или «не то, что ты».

И ведь ребенок, услышав подобное, не подумает:

  • А действительно, а что это я не доел суп, Маша и, правда, молодец;
  • Да и чего я расстраиваюсь из-за шнурков, это ведь всего лишь веревочки. Буду как Петя стараться, не надо звать маму, зачем ее отвлекать, я сам разберусь. Я уже взрослый;
  • Буду работать днем и ночью, чтобы кататься так же замечательно, как и Вика.

Нет, все совсем, наоборот.

Ребенок осознает свою никчемность, беспомощность, несостоятельность. Он слышит, что он не такой, как Маша, Петя, да и Вика там же. Он плохой, неправильный.

Если родители все время прибегают к сравнению, они могут побудить ребенка к конкуренции, заставить его соперничать.

Но он будет кататься на коньках до изнеможения не потому, что ему нравится, он получает удовольствие. А он будет это делать, чтобы стать лучше Вики. Он должен быть первым. Только так он заслужит родительскую похвалу, а значит, и любовь.

Ребенок, которого постоянно с кем-то сравнивают, переживает, что он не дотягивает до других, остается в конце, в стороне. Он не такой, как они, он хуже.

Малыш расстраивается из-за этого обесценивания его качеств, да и его самого в целом. И это не приведет к тому, что он захочет измениться, чтобы стать лучше. Он захочет стать лучше чем тот, другой, который так понравился маме или папе.

Если уже очень хочется сравнить, нет сил отказаться от этого приема, то не нужно брать в расчет посторонних людей.

Почему бы не сравнивать ребенка с ним же, но в более раннем возрасте. Не обратить внимание на то, как он изменился, чему научился. Он растет, приобретает какие-то навыки, совершенствует их. Так лучше на этом и сконцентрироваться. Это как раз и придаст ребенку сил. Увидев свой личный прогресс, он захочет добиться еще большего, усовершенствовать свои умения, проверить, что еще у него получится.

О синдроме отличника, о том, как его распознать, можно прочитать здесь, а о том, можно ли его победить - здесь.