Найти тему
Александр Орлов

Золото Сибири: люди и легенды - 2

Если люди движимы мечтами, то державы необходимостями...

С IX-го века на Руси в ходу серебро и золото, украшения, монеты, предметы обихода. Купола храмов, оклады икон, алтари, за службы мирные и ратные князья золотом награждают. До сих пор клады старинные по древним градам и весям находим и ахаем.

Это при том, что ни злата в ней, ни серебра, нет ни месторождений, ни приисков. Самого дела такового нет - старательства.

Где драгоценные металлы берут?!

Разве что в Новгороде невеликая своя добыча серебра. Югорское, закамское. Да и то - с гулькин нос. Зато великий князь Иван Иванович в 1359 году завещает сыну «чепь золотую врану» (вороненую), у князей пояса золотые, «шышкинские», «макаровские», и действуют мастерские ювелирные.

Русское золото. Колт. 11 век
Русское золото. Колт. 11 век

Воистину, умом Россию не понять. Мало того, что у самих добычи злата-серебра нету, но платят за всё серебром и златом. Даже Европа пишет: «Татары берут у москвитян в обмен на свои товары... серебряную монету».

Только в 1491 году Андрей Петров и Василий Болтин открывают серебряные рудники «в земле Печорской», а монету чеканят «почти все московские золотых дел мастера». В 1621 году английский посол Мерик жалуется, «что ныне в Московском государстве делают деньги пред прежних легче». Но московские бояре на такие обвинения отвечают, лучше бы, дескать, британу на себя оборотился, так повсюду и все другие государства делают…

Поражает иноземцев неимоверное количество посуды из чистого серебра и золота у Бориса Годунова - столько её и таких размеров, «что нельзя и рассказать». Упоминают об имеющихся в Кремле полудюжине серебряных бочек величиной в восемь ведер, русской тоже работы. В сенях царского дворца стоит семь серебряных бочек с золотыми обручами...

В 1613 году, после изгнания поляков из Кремля, в Москве создается Серебряный приказ. Появляется Приказ золотого дела. Надо порядок в серебряных и золотых делах наводить. Кто только этим делом не промышляет! Поляки немало дорогого метала из царской казны к своим рукам прибрали, казна пополнения требует. Возникает Приказ рудного сыска, который входит в Палату Большой казны и работает вместе с Сибирским, Пушкарским, Стрелецким и Тайным приказами.

Еще бы, как тут без Приказа тайных дел! Про этот приказ писано: «А в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя»...

В документах Большой казны записано: « В Московском государстве золота и серебра не родится, хотя в Крониках пишут, что Руская земля на золото и на серебро урожайная, однако сыскати не могут»…

Вот она и есть, необходимость Поставить рудный сыск – первые Романовы требуют. В 1638 году приказ Сыскных дел, Золотую, Серебряную и Оружейную палаты возглавил боярин Борис Александрович Репнин-Оболенский, любимец царя Михаила Федоровича, из Рюриковичей, по прозвищу Ехидна. Ох, не любили его при дворе! Почитай, все главные приказы и палаты прибрал под свою руку, мышь не проскочит!

Служивым людям по российским пределам спустил приказ: все минералы, камни, куски руды, где бы не обнаружены, доставлять в Москву на показ и исследования.

С Иваном Матюшкиным и дьяком Назарием Чистым наряжает он первую настоящую «золотой и серебряной руд экспедицию… для сыску золотых, серебряных, медных и иных руд вокруг Москвы и в других губерниях, и где сыщутся, заводить заводы».

Нет у России своих специалистов в рудознатстве, со стороны их везут. Издавна была эта практика, звать иностранных мастеров на российскую службу. Еще Иван III обращался в 1486 году к венгерскому королю Матвею Корвину и австрийскому императору Фридриху III: «…понеже в моей земле руда золотая да серебряная есть, да не умеют ее разделити с землею», просил мастеров. Венгерский король не дал рудознатцев, а вот от Фридриха «немцы Иван да Виктор» присланы были.

Вели немцы Иван да Виктор поисковые работы в Северном Приуралье. Да всё впустую, без толку…

* * *

Знатные были при Репнине-Оболенском розыски. Азарт проснулся! Старинные легенды, сказы и байки из народных глубин подняли, по ним даже экспедиции снаряжались. Как, скажем, в Прикамье, где издревле и рассыпное, и рудное золото мелькало.

А когда неудачи случались, великие разочарования происходили. Так выписал сам государь Михайло Федорович от британского короля Якоба одинадцать его рудознатцев, послал их в экспедицию, под началом англичанина же Джона Врейта-Ватера. Толмачом к нему дал Романа Зеленого, на выучку - русского рудознатца Якова Литвинова с сыновьями. Исследовали они руды «из Григоравой горы» у «Орла городка». Не нашли золота, нашли медь. На что крайне разочарованный Михаил Федорович повелел передать Ватеру, чтобы тот не Ваньку валял, а «промышлял великим радением, коль король английский ево служить прислал»!

(Продолжение следует)

Буду благодарен читателям за отзывы. А за интересные факты, сведения и дополнения по теме - отдельная благодарность! Желательно, не из Интернета почерпнутые.

Начало и оглавление здесь