Найти тему
1 день - 1 экспонат

Почему пропали ноты великого татарского композитора Салиха Сайдашева?

Салих Сайдашев
Салих Сайдашев

Как рукописная партитура связала имена трех татарских композиторов, почему нот Салиха Сайдашева практически не осталось и что за мистическая история произошла с его клавиром? Сегодня, в день 120-летия со дня рождения Салиха Сайдашева, расскажем удивительную историю рукописных нот самого исполняемого татарского композитора с авторскими пометками.

В конце марта 2009 года в музей татарского композитора Салиха Сайдашева пришла студентка консерватории со свёртком в руках и сказала, выполняет поручение своего учителя, композитора Мирсаида Яруллина. Раскрыв свёрток, сотрудники музея с удивлением увидели рукопись партитуры к спектаклю «Голубая шаль» Салиха Сайдашева с личными пометками автора.

Чтобы выяснить историю этих нот, музейные работники на следующий день пошли к композитору. Мирсаид Яруллин сын Загидуллы Яруллина, первого учителя музыки Салиха Сайдашева, но рукопись к нему попала не сразу... История эта восходит к 1935 году. Спектакль «Голубая шаль» уже лет 10 идет в театрах, но композитор до сих пор скрупулезно работает над партитурой. На рукописных листах мы то и дело встречаем его карандашные пометки: где-то нужно играть более напористо здесь взять паузу, а тут – чуть вкрадчивее...

– В Казани в конце 20-х годов не было издательства, печатающего ноты. Поэтому всё переписывал скрипач театрального оркестра Мухаммет Яушев. Только он мог писать ноты по-печатному, поэтому все произведения Сайдашева для оркестра записывал он, – рассказывает руководитель музея Салиха Сайдашева Эльвира Низамутдинова. – И эта партитура «Голубой шали» так же написана рукой Яушева.

Сайдашев долгое время сам дирижировал оркестром, вплоть до 1948 года, когда композитора, обвинив в формализме и непрофессионализме, уволили из татарского драмтеатра. Творчество композитора не отвечало официальным доктринам соцреализма и ноты с произведениями Сайдашева постигла печальная участь: порой они использовались как бытовая бумага или просто выбрасывались вместе с мусором.

Видя, что современники не ценят наследие Сайдашева, музыкант Алмаз Монасыпов (впоследствии известный татарский композитор и дирижёр) решил сохранить рукопись и берег ее больше полувека.

С этой партитурой связана почти мистическая история. В начале июля 2008 года Монасыпов передал ноты коллеге Мирсаиду Яруллину со словами «теперь твоя очередь хранить этот шедевр». 22 июля 2008 года Алмаз Монасыпов скончался. На следующий год уже Яруллин передает рукопись в музей и произносит: «Теперь очередь музея хранить эти ноты». Через 10 дней, 6 апреля 2009 года композитор умер.

Композитор Мирсаид Яруллин
Композитор Мирсаид Яруллин

Сейчас это одна из очень немногих сохранившихся рукописей с пометками автора хранится в музее Салиха Сайдашева. Композитор, покинув этот мир едва ли не скитальцем, оставил очень небольшое материальное наследие и гигантское духовное: спектакль «Голубая шаль» вот уже свыше 90 лет идет в Камаловском театре, став его визитной карточкой, а его «Марш Красной армии» каждый день звучит при отправлении поезда Казань-Москва. Так что Сайдашева по праву можно считать самым исполняемым татарским композитором.

Антон Райхштат, совместно с музеем Салиха Сайдашева.