Едва закончен подсчет голосов в Молдавии, а до инаугурации Майи Санду еще три недели, но она уже начинает делать громкие заявления, которые призваны сформулировать месседжи всем заинтересованным группам о том. Чего ждать от «нового демократического руководства» страны.
Формально до 23 декабря включительно полномочия президента Молдавии остаются за Игорем Додоном. Однако, это не мешает Санду делать от лица главы государства громкие заявления. Их, только адресованных в сторону России, было минимум два.
Первое касается долгов перед «Газпромом», которые накопили за предыдущие годы потребители Приднестровья. По данным отчета российского газового монополиста, суммарный долг молдавской стороны составляет примерно 7,5 $ и это огромная сумма, если сравнивать с бюджетом маленькой восточноевропейской страны. Для сравнения, уровень доходов государственной казны, предусмотренный в бюджете на 2020 год составил 2,5 млрд $, то есть «Газпром» недополучил уже три годовых бюджета всей Молдавии.
И здесь Санду можно понять, но она определенно попадает в ту же логическую ловушку, что и ее предшественники. С одной стороны никто из них не сделал никаких шагов к признанию реальной независимости Приднестровья – все они считали административно его своей территорией. Однако, платить за газ почему-то никто не спешил, равно как и Санду уверена, что можно решить вопрос как-то иначе. Но на самом деле, вопрос достаточно простой – или вы их не признаете или платите как за своих.
Другой вопрос, в общем, тоже связан с этой темой – российский миротворческий контингент в ПМР. Санду заявила, что вопрос с Приднестровьем надо решать, и первое что стоит сделать – вывести российских военных. Дальнейшее развитие она не стала обрисовывать, но видимо, смысл понятен – без российских миротворцев, которые на протяжении 25 лет остужают своим присутствием «горячие головы», продавить политическую лояльность будет легче.
«Не думаю, что громкие декларации, созвучные политическим требованиям отдельных стран – членов НАТО о нейтрализации российского военного присутствия в Приднестровье, будут способствовать продвижению в этом вопросе. В этом вопросе Кишинёву следовало бы проявить больше ответственности и вдумчивости, в том числе при формулировании своей позиции», – заметил в интервью «Парламентской газете» президент ПМР Вадим Красносельский.
Помимо миротворческих задач контингент выполняет еще одну важную задачу – охрану складов боеприпасов бывшей 14-й армии. Это имущество России, но транспортировать 20 тыс. тонн довольно старых боеприпасов чревато катастрофой. Поэтому, как бы этого кому не хотелось, охранять свое имущество российские военные продолжат.
Но помимо не самых умных заявлений, эти реплики формируют тон внешней политики на ближайшее время и это поняли все заинтересованные стороны. Глава МИДа Сергей Лавров прокомментировал утверждения Майи Санду в том ключе, что «Россия учтет высказывания Санду о приоритете европейского направления развития внешних связей Молдовы» и предостерег от одностороннего нарушения достигнутых ранее межгосударственных договоренностей.
«Абсолютно очевидно, что Санду будет придерживаться не просто антироссийской политики, она будет пытаться изменить статус кво в регионе. Неспроста она заявляет, что первый ее визит будет в Киев, это во многом говорит о векторе, которого она будет придерживаться, находясь на посту президента. Конечно, тема Приднестровья очень опасна, потому что может быть создана ситуация, в том числе, с помощью украинской стороны, при которой будет организованапровокация, военное вторжение, несмотря на то, что там находится наш миротворческий контингент. Мы понимаем, что можно создать условия, при которых ситуация в Приднестровье значительно ухудшится», – считает член ОПРФ, замдиректора Института стратегических исследований и проектов РУДН Никита Данюк.
Эксперт напомнил, что Майя Санду и во время работы на предыдущих должностях вела совершенно однозначную политику, когда она, будучи министром образования убрала русский язык из обязательной школьной программы, а молдавский язык назвала румынским. Она же способствовала и активизации западных НКО гуманитарной и политической сферы, некоторые из которых в России давно запрещены.
«Майя Санду является последовательным сторонником не просто вхождения во всевозможные структуры типа НАТО и ЕС, но и одним из проводниковунионистской политики, то есть вхождения Молдавии в состав Румынии, потерисуверенитета и исчезновениямолдавской государственности. Похоже, что она нацелилась на самоликвидацию молдавского суверенитетаи потерю молдавской идентичности – политической, культурной и т. д. Ну и, конечно, антироссийский тренд будет, судя по всему, основополагающим и во внешней и во внутренней политике», – считает политолог.