В конце февраля 1991 года, начальство решило создать специальную бригаду из шести человек для обустройства угольной ямы 5-го горизонта и монтажа ленточного конвейера с 5-го на 4-й горизонт. Номинально бригада числилась на участке МДУ (монтажно-демонтажный участок), но базировалась в мех.цехе. Бригада состояла всего из шести человек, я – в их числе. Де-факто руководил нами главный механик шахты.
По фамилии бригадира обозвали нас «банда Змаза». Вольный спуск в шахту и выезд. По факту занимались чем придётся.
Как-то бугор даёт мне наряд сделать какие-то кронштейны. Сделал. Теперь нужно просверлить в них отверстия диаметром 16 мм. Попросил у слесарей сверло. Дали какой-то огрызок – рабочая часть длиной около 50 мм, т.е. не больше спичечного коробка. Подумал, что пожадничали. Ладно, всё равно это лучше, чем вообще никакое.
Пошёл к маленькой сверлилке. Занята. Слесаря сказали, что ещё долго будут работать и отправили меня на большой сверлильный станок. Меня это озадачило. Говорю им:
– Я на том станке никогда не работал и понятия не имею куда там крутить рычаги переключения.
Успокоили и вкратце проинструктировали:
– Ничего там крутить не надо, давно всё настроено. Вставил сверло, включил станок и сверли на здоровье.
Что ж, вроде всё понятно. Вставил сверло, включил станок, деталь придавил доской, полил водой и начал плавно поворачивать штурвал подачи. Сверло упёрлось в заготовку, штурвал как-то странно провернулся и сверло очень быстро стало врезаться в заготовку. Перестал давить на штурвал, а подача не прекращается, сверло упорно лезет в металл заготовки. Поливать водой не успеваю, сверло начало гореть. Пар, дым! Пока сообразил крутануть штурвал в обратную сторону, сверло «сгорело». Узрев неладное слесаря быстренько подбежали ко мне. Глянув на «сгоревшее» сверло, стали на меня орать. За короткий промежуток времени так много нового о себе узнал! Я им пытаюсь объяснить:
– Да не давил я вовсе, оно само...
Они ещё сильнее орут. Тут я не выдержал и на повышенных децибелах им в ответку:
- Чё разорались из-за какого-то огрызка?!
Тут один из оравших мне и выдал:
– Это было единственное сверло на весь мех.цех. Больше такого нет.
Заточили они этот огрызок, рабочая длина стала ещё меньше – что-то около 30 мм. Быстренько посовещались и предложили бригадиру гнать меня из бригады, чтобы духу моего в мех.цехе больше не было.
Досадно. Сижу, думаю как исправить ситуацию. Внезапно меня озарило! У слесаря, державшего в руках злосчастное сверло, попросил одолжить мне этот огрызок до завтрашнего дня. Остальные снова подняли шум и замахали руками типа вон из бригады, проваливай. Не взирая на бранную ругань товарищей слесарь отдал мне огрызок под личную ответственность. Пообещал, что в случае чего голову за него отвернёт и всю душу вытрясет. Или сначала душу вытрясет, а потом голову отвернёт. Ну не важно. В общем, худо мне будет.
После работы сгонял в одно место. Удачно! На следующий день решил я приколоться над слесарями. На работу пришёл последним. Слышу, на чём свет стоит матерят слесаря, который отдал мне огрызок:
– Кому поверил? Какой дурак поменяет огрызок на хорошее сверло? Где этот балбес?
Скорчил я грустную физиономию и захожу в слесарку. Толпа впёрлась меня пристальным взглядом, спрашивает:
– Как дела? Рассказывай.
Я им печально:
- Мужики, извините, не получилось.
Какая же тут ругань началась! Досталось и мне, спалившему сверло, и бригадиру, не выгнавшего меня из бригады, и слесарю, отдавшему мне огрызок. В конце концов, требуют вернуть остаток сверла. Я всё так же с печальным видом положил на стол газетный свёрток. Разворачивают они его, а там... А там «НУЛЁВОЕ» СВЕРЛО! В заводской смазке! Обвёрнуто промасленной бумагой! Как говорят, муха ещё не сидела. Изумлённые выражения их лиц надо было видеть.
Разошлись все по рабочим местам. Остались с бригадиром в слесарке. Он поинтересовался:
– Где же ты умудрился произвести такой хитрый обмен?
Я ему и поведал вкратце свою прошлую историю:
– Два раза учился в одном и том же училище. Всех преподавателей прекрасно знаю. Со всеми у меня отличные отношения. В инструменталке училища работает жена товарища, а сам товарищ работает мастером. Объяснил ситуацию, в которую попал. Попросил выручить. Поржали надо мной и без проблем поменяли сверло.
В общем, не имей сто рублей, а имей сто друзей. В трудную минуту выручат.