Найти в Дзене

Как писать, чтобы вас публиковали в СМИ? ТОП-7 несложных правил

Оглавление

Как я уже писала, я — редактор со стажем и работаю сразу с несколькими изданиями. Мои контакты доступны в сети всем желающим, благодаря чему я ежедневно получаю тонны пресс-релизов на разные темы. Среди них встречаются как качественные, которым я всегда радуюсь, и откровенно неудачные.

В моей «копилке» много забавных писем и ляпов от пиарщиков, вот лишь некоторые из них:

В общем, за годы я начиталась и насмотрелась всякого. И подготовила собственный свод правил для тех, кому по долгу службы приходится сотрудничать с прессой и интернет-изданиями. Не буду рассказывать о тонкостях составления пресс-релиза: при желании всю эту информацию легко можно загуглить.

Привожу лишь несколько практических советов, как подготовить новость для СМИ, чтобы у нее был шанс быть опубликованной бесплатно – если не в топовых изданиях, то, по крайней мере, на тематических (отраслевых и/или региональных) сайтах.

Никто не любит лишнюю работу!
Никто не любит лишнюю работу!

Если текст написан плохим языком и не содержит значимого инфоповода, скорее всего, он не будет опубликован никогда. Если же материал вышел интересный и читается легко, его могут опубликовать даже при отсутствии этого пресловутого инфоповода. Но часто бывает так, что хороший инфоповод и фото к статье есть, а сам текст не получился – в этом случае ваш материал будут переписывать (если у редакции есть на это ресурсы).

Итак, обещанные правила:

  1. Если новость посвящена какому-то событию или мероприятию, нужно обязательно указать, что, где и когда произошло. Желательно написать это в самом начале, чтобы читатель понимал, о чем речь в статье и решал сам, интересно ли ему читать дальше.
  2. Не забывайте дать главную для читателя информацию. Если у вас открылась выставка, читателю интересно знать, как и когда ее можно посетить, платный или бесплатный вход. Если прошел интересный мастер-класс или семинар – когда будет следующий. Это гораздо важнее, чем перечисление всех партнеров компании или творческих коллективов, выступивших на открытии.
  3. Старайтесь по возможности уйти от «текстов-протоколов» (особенно это касается бюджетных учреждений). Избегайте длинных перечислений, списков, канцеляризмов, старайтесь сделать текст более живым. Вместо инициалов лучше использовать имена людей (например, «Марина Петрова» вместо «М. Н. Петрова»). ГБОУ СОШ – это школа, ГДОУ – детский сад. Если вы присылаете текст, в котором все действующие лица называются по инициалам, скорее всего, редактору придется потратить время на их расшифровку (либо искать имена в интернете, либо – если это не публичные люди – спрашивать у вас и ждать ответа).
  4. Используйте эпитеты «дозированно», избегайте оценочных характеристик в новостных текстах. Субъективное мнение о том, как прошло мероприятие, может быть у организаторов, у гостей, у партнеров. В новостных материалах и репортажах материалах мнения и комментарии можно оформлять в виде прямой или косвенной речи.
  5. Благодарности. Очень часто в материалах, подготовленных организаторами массовых мероприятий, встречаются целые абзацы с благодарностями («мы хотим поблагодарить…., также выражаем благодарность…, отдельное спасибо…»). К сожалению, это не формат СМИ, и из текста новости они будут удалены. Гораздо лучше опубликовать такие благодарности в вашем блоге, на сайте учреждения, в официальном сообществе в соцсети.
  6. Объем материала. Новостная заметка – до 1000 знаков, статья (репортаж) – 2000-3000 знаков, в редких случаях может быть больше. С одной стороны, «больше – не меньше». Сократить проще, чем расширить. Но иногда учреждения и организации присылают такие длинные простыни, что проще написать заново, чем сокращать.
  7. Формальные требования не так важны, как об этом иногда заявляют представители крупных редакций. Проставить «правильные» кавычки, сделать логичную разбивку по абзацам, выделить нужное полужирным/курсивом и т. п. редактор может сам. Отследить опечатки и пунктуационные ошибки – тоже (хотя лучше, конечно, когда их нет). Но самое печальное – если приходится переписывать сам текст.

Прежде чем отправлять материал в редакции СМИ, прочтите его внимательно (можно даже вслух – если вы привыкли воспринимать информацию на слух), покажите коллегам, посоветуйтесь с ними. Лучше сделать хорошую рассылку завтра, чем откровенно неудачную, но сегодня. Конечно, это правило не применимо к «горячим» новостям, требующим оперативного размещения.

Надеюсь, мои рекомендации помогут вам в работе – или, по крайней мере, заставят задуматься над качеством ваших пресс-релизов и информационных рассылок.

👉 Советы по написанию и оформлению текстов можно почитать тут👈

Если советы кажутся вам полезными, подписывайтесь на «Будни редактора» и ждите выхода новых подборок! Буду рада ответить на вопросы в комментариях!