Найти в Дзене
Иван Белоконь

Иван Константинович Айвазовский «Вид Константинополя и пролива Босфор»

в 2012 году на британском аукционе Sotheby's ушел в частную коллекцию за рекордную на тот момент для произведений Айвазовского сумму: 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов.
Картина прославляет город, который Иван Айвазовский считал самым прекрасным на свете. Ни Венеция, ни Неаполь, ни какие другие виденные им места (а путешествовать ему довелось немало) не могли сравниться для художника с

в 2012 году на британском аукционе Sotheby's ушел в частную коллекцию за рекордную на тот момент для произведений Айвазовского сумму: 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов.

Картина прославляет город, который Иван Айвазовский считал самым прекрасным на свете. Ни Венеция, ни Неаполь, ни какие другие виденные им места (а путешествовать ему довелось немало) не могли сравниться для художника с городом на Босфоре.

Перед нами прекрасный вид залитого солнцем Босфора. На лазурно-голубое море льются золотистые солнечные лучи. На переднем плане шлюпки рыбаков отчаливают от берега. Чуть дальше над городом поднимаются башни минарета. Вдали виднеется парусник, освещенный солнечными лучами. Город скрыт в рассветной дымке, которая постепенно рассеивается, и, кажется, через 10-20 минут солнце окончательно затопит светом весь город - и туман растает. Настроение картины тихое, спокойное, жизнь словно замерла, но не в неподвижности, а в извечности этого процесса: многие века солнце так встает над Босфором, и бесконечное множество лет такие сладостно-туманные рассветы будут повторяться снова и снова. Изящно выстроенный колорит картины создает ощущение одновременно жара и свежести, лениво-размеренного восточного темпа жизни, тихой радости и наслаждения этой жизнью.

Впервые в Константинополе новоназначенный художник Адмиралтейства Иван Айвазовский оказался в 1845 году в составе Средиземноморской географической экспедиции. Тогда-то столица Османской империи запала ему в душу, и возвращался он в нее не раз.

Турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин. Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие». Впоследствии Айвазовских получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.

Но когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский вышвырнул в море османские ордена и сказал турецкому консулу, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет. После чего Айвазовский написал несколько картин в поддержку армян, на которых отразил преступления турок против его народа. Из своих собственных средств он активно помогал армянским беженцам. Не оставался Айвазовский в стороне и от освободительной борьбы греков против турецких захватчиков.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) — знаменитый русский маринист армянского происхождения. Его работы — своеобразный символ эпохи становления русского рынка искусства. Именно марины Айвазовского украшали обложки каталогов первых «русских торгов» и несколько лет безраздельно возглавляли списки топ-лотов. Миллион и выше долларов стали их обычной ценой. По статистике, с 2003 года полотна Айвазовского на мировых аукционах 32 раза продавались за миллион долларов и дороже. Такого результата даже и близко нет ни у одного русского художника.