Я думаю большинство прекрасно знает историю о том, как 27 марта 1999 года в ходе операции НАТО "Союзная сила" против Югославии, сербы сбили тактический малозаметный штурмовик F-117A "Nighthawk" серии 82-0806 с позывным "Вега-31". Но мало кто знает, что во время той же операции югославские ПВО подбили ещё один F-117, однако подробности стали появляться лишь недавно.
В недавнем интервью Чарли Хайнлайн, подполковник ВВС США в отставке, являющийся при этом бывшим пилотом F-117, подтвердил то, что много лет считалось слухом. А также отметил, что многое об операции "Союзная сила" до сих пор остаётся тайной.
Хайнлайн рассказал, что на бомбардировку объектов Югославии он, в составе эскадрильи "Летающих рыцарей", вылетал с территории Германии. F-117A имел всего 2 бомбы с лазерным наведением в своих отсеках и, как правило, обе сбрасывали на одну цель. А их целями были: радиомачты, мосты, фабрики и здания (которые, по предположениям разведки, были связаны с "ценными людьми"), а также предприятия по добыче и переработки нефти. При этом F-117А всегда работали при поддержке самолётов-глушителей EF-111 "Ravens" и EA-6B "Prowlers", которые осуществляли электронную атаку по радарам, помогая прорвать ПВО противника. Хайнлайн акцентировал, что был всего 1 рабочий вылет, когда "глушилки" не летали и именно в этот день была сбита "Вега-31".
События, как выразился Хайнлайн, "Интересной ночи" произошли уже после поражения первого F-117A. По неподтверждённым данным 30 апреля 1999 г. Это был стандартный боевой вылет пары F-117A на расстоянии 10 миль друг от друга.
"Я посмотрел направо в сторону Белграда и увидел приближающуюся ракету, похожую на Сатурн 5. Я знал, что она ушла в сторону второго F-117. Затем я вижу еще один запуск - это большое свечение, и даже с такого расстояния можно увидеть все детали. Шлейф, дым, а затем просто этот огненный шар приближается ко мне. Одна ракета взорвалась вдалеке, другая улетела в космос. Я не знал, попала ли первая в него (во второй F-117A)".
Уже выполнив бомбометание и добравшись до пункта воздушной дозаправки Хайнлайн обнаружил, что второго F-117A нет, как и связи с ним.
"Некоторое время было потеряно на кружение вместе с дозаправщиком в районе прибытия. Наконец мы заметил F-117А, приближавшийся в темноте без включенного света. Его самолет был не в самой лучшей форме. Подключившись к топливному шлангу он (F-117A) просто камнем начал падать вниз".
Несмотря на повреждения, второй F-117A смог добраться до авиабазы Шпангдалем в Германии.
Информация об этом инциденте, как и о многих других, была засекречена
в том числе и в связи с одним очень неприятным фактом: самолёты-невидимки не оказались таковыми на практике. Со слов самого Хайнлайна, F-117 всегда направляли туда, где они бы никогда не пересеклись с советскими С-300. А случай с "Вегой-31", который был сбит с помощью уже устаревшей С-125, и вовсе оставил неприятный отпечаток.