Найти тему

11. Бог, святая троица и теория множеств

Так передставлял себе троицу Андрей Рублёв
Так передставлял себе троицу Андрей Рублёв

Бог есть! И это не требует доказательств. Ибо это экспериментальный факт.

Однако и люди, отрицающие его существование, тоже в чем-то правы. Попробуйте-ка вы «проканючить», чтобы бог изменил гравитационную постоянную хотя бы в двенадцатом знаке!

Или что-то в этом роде.

Бога, у которого такое можно выпросить, действительно нет!

«Бог не обязан что-либо менять в этом мире по просьбе одного-единственного человека, причём, по его собственному признанию, далеко не лучшего». Так сказал один американский сатирик.

С пеной у рта уже много веков ведутся споры о святой троице: Бог-дух святой, Бог-отец, Бог-сын. Кто важнее? Как соотносятся?

И так, и эдак вращают вопрос, вплоть до того, что святую троицу вообще отрицают.

Однако если обратиться к пантеизму, одним из столпов которого был Джордано Бруно, то картина резко проясняется.

Согласно пантеизму, природа и бог едины. Природа=Бог.

Значит, термин «Бог-дух святой» означает все законы природы.

Наиболее показательной частью «бога-духа святого» является Закон всемирного тяготения.

Он повелевает невообразимыми массами, а сколько сам он весит? Нисколько! Он-бесплотная идея. Но повелевает. А где он записан, что каждый атом во Вселенной его знает? Как это постигнуть? Разве это не атрибут бога?

А ведь закон всемирного тяготения – лишь один из законов, наиболее доступный обыденному сознанию.

Можно, конечно, придумать картинку. Что, дескать, атомы, как мячиками , играют некими гравитонами. Но это больше годится для самоуспокоения, нежели для объяснения.

А что такое Бог-отец? Можно понимать его просто как подмножество "Бога-духа святого". То есть, как ту совокупность законов природы, которая управляет человеком. Почему "отец" ? Да потому что эти законы закреплены в заветах отцов своим детям.

Какую ещё метафору могли придумать древние пастухи и земледельцы законам общества?

Можно также сказать, что "коллективное бессознательное", открытое Карлом Густавом Юнгом, как-то сильно коррелирует с понятием Бога-отца. Как именно – требует уточнения.

Однако очевидно, что коллективное бессознательное тоже не обладает никакой массой.

А кто-такой "бог-сын"? Вот тут самое интересное! Это пророк, который путём озарения вышел за рамки Бога-отца, то есть постиг новую часть законов общежития, таким образом, увеличил тот опыт человечества, который, так или иначе, ассоциируется с Богом- отцом. Но языке теории множеств картинка должна выглядеть так:

Рис 1. Святая троица на языке теории множеств
Рис 1. Святая троица на языке теории множеств

Красным отмечен тот вклад, который внес данный пророк в содержание понятия Бога-отца, когда он вышел за пределы общепринятых до него законов общежития. После того, как люди признали пророка, рисунок, отображающий Бога- отца, уже выглядит так:

Рис 2 Бог-отец после модернизации сыном-пророком
Рис 2 Бог-отец после модернизации сыном-пророком

Кстати очень, очень интересные люди были Никола Кузанский, Джордано Бруно, Спиноза, « а также и примкнувший к ним» Эйнштейн.( Ходят слухи, что и Лев Николаевич Толстой где-то недалеко!)

Они были, каждый в своей степени, пантеистами. Пантеизм мало обсуждался в СССР, так как не согласовывался с марксистко-ленинской философией. А в новейшее время, когда православные поспешили взять реванш в идеологии, он тоже слабо упоминается.

А с буддизмом пантеизм согласуется неплохо. Впрочем, я тонкостей не знаю. Мне нравится картинка из теории множеств, которая упрощает рассмотрение.