БПЛА "Альтаир" - история одного отжима, или судьба русского Сельчука Байрактара.
Данная статья задумывалась давно, но, после реакции определенной части подписчиков на мой пост про турецкий двухдвигательный БПЛА Bayraktar Akıncı, не могу не рассказать историю, ставшую просто квинтэссенцией российского настоящего - проект двухдвигательного разведывательно-ударного БПЛА "Альтаир".
Несмотря на различие аэродинамического облика (не будем придираться, что "Альтаир" - высокоплан с классическим прямым крылом, а у Акынджи - великолепное крыло типа "чайка"), по своим ТТХ они - как разлученные в детстве братья-близнецы. Высота полета 12-12,2 км, взлетная масса 4500-5000 кг, масса полезной нагрузки (как аппаратура, так и ракеты и авиабомбы) 1000-1350 кг - поскольку оба проекта пока являются прототипами, ТТХ носят ориентировочный характер, но очевидно, что это БПЛА одного класса.
Силовые установки - у Акынджи два украинских 450 л.с. турбовинтовых двигателя АИ-450С, у "Альтаира" - 480 л.с. дизельные (!!!) двигатели RED A03/V12. Данный двигатель имеет расход 292-299 г/л.с.*ч, тогда как у его украинского турбовинтового "коллеги" 310-320 г/л.с.*ч, что позволило бы "Альтаиру" висеть в воздухе дольше (по некоторым данным, до 48 часов!!!) - а именно разведка является основным предназначением БПЛА, ударные функции - приятный и полезный бонус.
К слову, разработчик двигателя RED A03/V12, Владимир Райхлин, закончил Казанский авиационный институт по специальности инженера авиадвигателей. Но, поскольку, как известно всем патриотам, РФ - страна возможностей, Райхлин завел трактор и уехал в Германию, где основал компанию RED, и разработал линейку своих авиационных дизелей.
Но, вернемся к "Альтаиру". Разработчик его - казанское ОКБ "Сокол" им. М. П. Симонова, создавало "Альтаир" с 2011 г., Главный конструктор А. В. Гомзин. Работы велись достаточно интенсивно - в 2012-2013 г. была создана система управления (ныне используется в БПЛА "Орион"), в марте 2014 г. а, в стапельном цехе «КАПО-композиты» началась сборка прототипа, первый полет "Альтаир" совершил в июле 2016 г. Казалось бы, все шло к тому, что к уже к концу 2020 г. БПЛА пойдет в серию, и будет следить с небес за соблюдением российских национальных интересов, но...
Но 22 апреля 2018 года Главный конструктор "Альтаира" Александр Гомзин был арестован, по обвинению в хищении средств, выделенных на создание БПЛА. Патриоты потирают потные ручонки - отличный пример борьбы с коррупцией в РФ, как тебе такое, Навальный?! Но...уже 21 мая 2018 г. Гомзин был отпущен под подписку, потом...снова арестован, и с 14 мая 2019 г. по 25 августа 2020 г. провел за решеткой, хотя все это время...продолжил руководить ОКБ! Причем, в ходе следствия, представители Минобороны оказались признавать какой-либо ущерб, нанесенный действиями Гомзина. И разработка БПЛА, по словам МО РФ, шла в соответствии с согласованными сроками, и смета была согласована, но...но дальнейшие работы по "Альтаиру", в соответствии с решением Минобороны, нужно передать Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), в интересах обеспечения обороноспособности страны, разумеется.
Но, для самого честного и неподкупного в мире российского суда это неважно! «Самое вопиющее свидетельство подлога — это показания руководителя немецкой компании Райхлина, который якобы заявлял, что Гомзин предложил завысить стоимость поставляемых двигателей и они отправлялись по завышенной цене. Открываем уголовное дело, протокол от 27 сентября 2018 г. — это показания Райхлина. На 6-й странице четко написано: „Гомзин не предлагал завысить цену на двигатели, двигатели не поставлялись по завышенной цене“. На мой вопрос следователю, почему он привел ложные данные, ответил, что этот доклад делал не он, а другие следователи», — сообщил Главный конструктор суду.
Пару слов об УЗГА, которому, по решению МО РФ, передают "Альтаир". Расположен в г. Екатеринбург, входит в Госкорпорацию "Ростех" (руководитель "Ростеха" С. В. Чемезов в 1980-е работал в Дрезденской резидентуре КГБ с В. В. Путиным, разумеется, к отжиму темы у ОКБ "Сокол" данный факт никакого отношения не имеет), занимается лицензионной сборкой австрийских четырехместных самолетов Diamond DA-40 и DA-42, чешского аналога Ан-2 Let L410 «Turbolet», американского легкого вертолета Bell-407, а также израильских БПЛА со скрепными названиями "Форпост" (в девические IAI Searcher II) и "Застава" (Bird-Eye 400) - словом, и ежу понятно, что руководят предприятием настоящие патриоты России и российской авиации.
Опыта в разработке авиационной техники у этих ребят нет, да им и не надо - зачем что-то разрабатывать самим, если можно купить у западных партнеров, либо отжать у кого-то, задействовав личные связи? ОКБ "Сокол" не входит в госкорпорации, заступиться за них оказалось некому, поэтому, по решению МО РФ от 20 декабря 2018 г., весь задел, документацию, и изготовленные опытные образцы (отжимаются у ОКБ "Сокол" и) передаются УЗГА. Те, кто поверил в сказку про русского Илона Маска, или Сельчука Байрактара - чо, нюх потеряли, забыли, где живете?
Еще один эпизод - в рамках импортозамещения, ОКБ им. М. П. Симонова вело работы по освоению производства RED A03/V12, создало небольшой цех. Так вот, этот цех был отжат УЗГА в лучших традициях 90-х годов - "маски-шоу", "спор хозяйствующих субъектов" и прочая классика. Без утюгов и паяльников, правда, обошлись, и на том спасибо.
А что потом? Прошло уже два года с момента отжима "Альтаира", а с тех пор, тишина - кроме откровенно пропагандистского видео полета на сайте МО РФ от 20 августа 2019 г. (а я напомню, первый полет "Альтаир" совершил в 2016 г.) по этой теме - тишина. Уже не говорят о локализации RED A03/V12, вместо него хотят воткнуть 800 л.с. ВК-800С, который в УЗГА планируют ставить на свои лицензионные Let L410 «Turbolet». И не беда, что там почти вдвое выше мощность, и расход топлива (соответственно, примерно вдвое упадет продолжительность полета) - бабки вложены, двигатель освоен, чо добру пропадать, впихнем как-нибудь! Проблемы у УЗГА и с производством композитного фюзеляжа - аналога оборудования, используемого на «КАПО-композиты», у них нет (но есть желание попилить бюджет на освоении производства).
Отака, малята. А, пока в УЗГА пилят бюджетные деньги, а Главный конструктор "Альтаира" А. В. Гомзин находится под следствием, больше года провел за решеткой, глотает валидол, глядя, как убивают и его детище, и его ОКБ, в Турции 6 декабря 2019 г. первый полет совершил двухдвигательный высотный Bayraktar Akıncı, а сейчас идет сборка уже третьей модификации опытного образца...чем, если что, за Крым воевать будем, боевыми шапками?
P. S. Как мне подсказал уважаемый подписчик, в феврале 2020 г. в РФ в рамках "Альтаира" открыт новый ОКР "Альтиус-РУ". То есть - УЗГА таки геройски срывает работы по отжатому у ОКБ "Сокол" ОКР "Альтиус-О", который в 2020 г. должен был пойти в серию, но вместо штрафных санкций, и судебного преследования - получает бюджетные средства на, формально, новый ОКР. По факту же - имеем БПЛА все с теми же ТТХ, но - со сдвинутыми на N нет вправо сроками разработки, и очередными бюджетными миллиардами. В интересное время живем...
Автор статьи - Андрей Куршин. Статья перенесена из паблика Повернутые на войне.