Юрий Дудь (р. 1986) – один из главных российских журналистов на настоящий момент. Каждое его интервью – событие, и не важно, с кем оно – рэпером Моргенштерном или политическим деятелем Ходорковским. Аудитория канала «вДудь» уже перевалила за 8 млн и продолжает расти.
За первый год существования канала у Юрия Дудя сложилась репутация наглого интервьюера, спрашивающего про деньги и личную жизнь. Но после череды успешных документальных фильмов о Дуде заговорили как о серьезном журналисте, по-настоящему влияющем на российское общество.
Давайте посмотрим, как Юрий Дудь смог изменить свой имидж и начал говорить о серьезных проблемах России.
Кто это?
Карьера Юрия Дудя началась еще в 11 лет, когда он опубликовал первую спортивную заметку. В 14 лет он работал внештатным корреспондентом газеты «Известия», закончил факультет журналистики МГУ и в 25 стал главредом Sports.ru – одного из самых популярных русскоязычных спортивных сайтов. Карьера Дудя была стремительной и успешной еще до YouTube. Но именно благодаря ему он стал звездой всероссийского масштаба.
Первое интервью на канале «вДудь» появилось 7 февраля 2017 г., и за первые сутки его посмотрели свыше 100 тыс. человек. За следующие три года канал набрал 8 млн подписчиков, и на сегодняшний момент на нем опубликовано 119 роликов, из которых 16 – документальные фильмы.
Особенности интервью
Интервью Дудя постоянно подвергаются критике со стороны СМИ и других журналистов. Это эмоциональный и субъективный разговор, который нарушает общепринятые журналистские стандарты. Но Дудь смог найти уникальную интонацию диалога, залог успеха которой в настоящей заинтересованности в герое. Вне зависимости от того, кто сидит перед ним – музыкант или общественный деятель, – Дудь умеет находить со своим гостем общий язык.
Палитра героев Дудя максимально разнообразна: рэперы (Баста, Крид, Скриптонит), политики (Навальный, Ройзман, Грудинин), актеры (Хабенский, Ефремов, Петров), журналисты (Познер, Парфенов, Лошак) и др. В своих лучших интервью Дудю удается поговорить с гостями на самые личные темы. К таким относятся рассказ Хабенского про борьбу его жены с раком, Нагиева и Бурунова про потерю родителей, воспоминание Цекало про Норд-Ост и трогательный рассказ Лапенко про своих братьев и сестер.
При этом у него случаются и провалы. В интервью с Михалковым Дудь больше хотел услышать подтверждение своих мыслей, чем услышать слова самого Михалкова, а Киселев так и остался в своем привычном образе, который он «носит» на ТВ.
Настоящую массовую популярность ему принесли интервью с поп-героями интернета (Ивлеева, Давидыч) и с новым поколением музыкантов (Face, Pharaoh). Многие критиковали Дудя за такой выбор героев, но он методично набирал популярность и эпатировал публику вопросами про секс, деньги и личную жизнь.
Документальные фильмы
Дудь принес на YouTube классический формат телевизионного интервью, но преобразовал его для нового поколения зрителей. Он показал, что на YouTube можно делать качественный контент и получать невероятный отклик у аудитории, что породило целую волну похожих проектов.
Вслед за ним на YouTube пришли такие серьезные журналисты, как Парфенов, Пивоваров и Солодников, активно начали развивать свои каналы Собчак и Шихман. В какой-то момент интервью на YouTube стало даже слишком много.
Тут Дудь начал работать в совершенно новом для себя формате и стал снимать документальные фильмы. Первым стал «Сергей Бодров — главный русский супергерой» (2017), в котором рассказана история культового актера 90-х. Любовь Дудя к этому периоду проявится и в дальнейших фильмах («Супонев», «Балабанов»).
Впоследствии в каждом сезоне «вДудя» выходил минимум один документальный фильм, в котором Юрий рассказывал о важных явлениях прошлого и настоящего. Документальные фильмы стали тем форматом, который превратил Юрия Дудя из интернет-героя в действительно важную фигуру.
Именно они изменили отношение к Дудю и показали, что его потенциал гораздо шире разговоров с поп-героями. Тот медийный вес, который он обрел благодаря интервью с одиозными личностями, Дудь начал использовать для продвижения по-настоящему важных тем. Да, рэперы все еще частые гости Дудя, но теперь мы понимаем, почему.
Важные проблемы
Настоящая задача документальных фильмов Дудя – дать голос тем, кого не слышно. Его фильмы поднимают важные проблемы, и благодаря популярности, заработанной на выпусках со знаменитостями, он имеет возможность дать слово простым людям и исследовать важные и противоречивые темы российской истории.
Очень показательна в этом контексте речь Юрия на вручении премии GQ, где ключевая мысль как раз о том, что нужно не молчать, а говорить. «Когда в России, в моей родной стране, происходит очередной беспредел, я знаю, что многие из вас возмущаются этому, но делают это очень тихо», – говорит Дудь и показывает своим примером, как можно говорить так, чтобы вас услышали.
С помощью качественной журналистской работы, лаконичного видеоряда и грамотно подобранной темы, Дудь говорит с современным российским обществом о нем самом: о его страхах («Колыма»), героях («Бодров»), проблемах («ВИЧ»), красоте («Камчатка»), детстве («MTV») и возможностях («Как устроена IT столица мира?»). Дудь показывает нам богатую и разнообразную Россию, с ее поражениями и победами, но всегда любимую.
Не без ошибок
Его фильмы, как и интервью, тоже далеко не безупречны. Их обвиняют в предвзятой позиции, отсутствии объективности, необходимой для журналистского расследования, и исторических неточностях. Например, фильм про Кремниевую долину обвиняли в чрезмерной романтизации IT-сферы, нехватки примеров провальных стартапов и полном отсутствии женщин-героев.
Тон фильмов иногда слишком явно выдает позицию самого Дудя, как это происходит в «Колыме» и «Беслане». Некоторые журналисты и ученые раскритиковали фильмы за исторические неточности и отсутствие разных точек зрения.
Но, что самое важное – общество слышит его голос. Каждый его фильм вызывает огромный резонанс, с ними спорят и не соглашаются, но главное – обсуждают. Дудь умеет рассказывать современным языком о таких болезненных темах, как система ГУЛАГа, эпидемия ВИЧ и трагедия Беслана. И молодая аудитория его канала включается в обсуждение противоречивых тем, о которых принято молчать.
«Эффект Дудя»
Фильмы Дудя становятся катализаторами настоящих изменений в обществе. С отдельными фактами и его оценками легко не согласиться, но факт остается фактом: его фильмы действительно что-то меняют.
По-настоящему о влиянии документальных фильмов Дудя заговорили после публикации «ВИЧ в России — эпидемия, про которую не говорят». За три дня фильм посмотрели 10 млн человек, а экспресс-тесты на ВИЧ начали искать в Google на 5500% чаще.
После «Как живет русская провинция» появившиеся в фильме благотворительная организация «Росток» и общественная организация «Воскресение» получили пожертвования на сумму более 3 млн рублей.
Юрий Дудь сейчас находится в такой позиции, когда он сам создает тренды. Если обычные видеоблогеры вынуждены следовать за вкусом аудитории, то Дудь обладает привилегией вести ее за собой.
Невероятное влияние документального фильма про ВИЧ показывает, что Дудь из видеоблогера стал важным общественным деятелем, который не боится поднимать болезненные темы, о которых не принято говорить.
А что вы думаете о Дуде? И чьи интервью на YouTube вам нравятся больше всего?
В интервью Юрия Дудя мы наглядно видим, как хорошо развитый навык общения позволяет разговорить любого собеседника. Научитесь выстраивать общение с коллегами, клиентами или членами семьи с нашим видеокурсом «Soft Skills Психология лидерства». Вы научитесь чувствовать собеседника и вести с ним успешный диалог.
- 5 блоков по 2 часа;
- Онлайн в любое время;
- Доступ навсегда;
- Диплом после прохождения.
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!