Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Пакистан. Ч-2. От гуннов до Великих Моголов. Мечеть Бадшахи Как известно, любые изменения и дополнения в Коране запрещены. Правоверные считают, что Коран это именно тот свод законов и правил, что были даны Мухаммеду самим Аллахом. Посланник Аллаха получал от него знания постепенно, поэтому есть суры мекканские и есть мединские — но это не меняет их божественного смысла. Одним словом, изначально из Аравии в мир вышло именно такое учение. Где-то его приняли именно так, но где-то ислам перестроился под местные верования. В Пакистане мне довелось видеть такую картину. Параллельно дороге с флагами, что-то напевая и скандируя, шествуют люди. На своих плечах они несут что-то похожее на маленький домик, который, наполнив угощениями, оставят на могиле. Я спросил о них гида. Он объяснил мне, что в некоторых деревнях существует такой обычай — в годовщину смерти человека прийти к нему на могилу и устроить там что-то типа гуляний и пиршества. В Аравии подобного естественно нет. В общем, пакистанский ислам от индуизма что-то тоже перенял.
Никто точно не знает, когда возник индуизм? По некоторым данным, это произошло за 2 тыс. лет до рождения Христа. А что такое вообще индуизм? Фактически — это язычество, где имеется огромный пантеон богов. Считается, что индуизм зародился именно в Пенджабе. После выходцы из Пенджаба сумели обосноваться в центральной Индии на плато Декан, навязав местным племенам свою веру. И всё же в дальнейшей мировой истории индуизм яркого следа не оставил. Если христианство и ислам были понятны другим народам, то индуизм с его делением людей на касты, за пределы Индостана выбраться не смог. Хотя, отметим, культурное влияние Индии распространилось по всей Южной Азии. Более того, в последующем, под натиском ислама, индуизм начал отступать уже в своей собственной стране.
Но как только индусы уловили выгоду ислама, их мыслители (таковых в Индии всегда было много) принялись обрабатывать новую религию под себя. И если прежде в индуизме было большое количество сект, поклонявшихся тому или иному божеству, то далее все эти эластичные религиозные течения со своим неповторимым образом мышления, принялись склеивать ислам с индуизмом.
Одним из таких мыслителей являлся живший в начале 15-ого столетия поэт Кабир — один из классиков индийской литературы. Предание гласит, что Кабир родился мусульманином, но в более зрелые года примкнул к вишнуитам.
Сей мир — непрочный домик из бумаги, застряли в нем жильцы — слепцы-бедняги, Здесь и Кабир, но он, стремясь ко благу, сумеет выйти, разорвав бумагу.
*** Перебираешь четки, согреша, и всюду мечется твоя душа: Она не ищет Истины желанной, она, как четки, стала деревянной. Перевод С.Липкина
Кабир дал огромный толчок для религиозных новообразований в Индии, которые коснулись как ислама так и индуизма (в настоящее время и индусы и мусульмане стараются присвоить духовное наследие Кабира именно себе). Не будем углубляться в суть его учения, но отметим, что религия сикхов возникла отчасти под его влиянием.
Создателем сикхизма считается Гуру Нанак (1469-1539). Он родился в индуистской семье, и почти с самого раннего возраста научился читать. Кабир был его кумиром.
Однажды утром Нанак пошел искупаться на реку Баин, впал в транс и не выходил из воды три дня. Тут он ощутил, что стоит перед троном Наивысшего, который приказал ему тотчас же заняться своей Божественной Миссией. После этого, когда Нанак пришел домой, он раздал все, что имел, бедным, и кто бы ни спрашивал, что он обрел, он отвечал: "Нет ни индуса, ни мусульманина".
Отныне Нанак, теперь в возрасте 27 лет, занялся своей всеобщей Миссией — наставлением и спасением мира. Он взял с собой мусульманина Мардану. Мардана играл на ребеке, а Нанак пел людям свои трогающие сердце гимны на языке, на котором говорили окружающие. Иногда он ходил по Пенджабу, обращая в свои взгляды индусов и мусульман.
Позже Нанак побывал во многих удалённых концах света, в том числе на Тибете, на Цейлоне, в Афганистане, в Месопотамии и даже в Мекке. Вернувшись домой, Нанак организовав вокруг себя что-то похожее на общину. Он создавал столовую для бедных, где не смотря на кастовую систему, люди могли совместно принимать пищу. Тут нужно понимать, что подобное для средневековой Индии нонсенс!!!
Его последователем стал гуру Ангад (1504-1552). Встретив Нанака, он был поражён его мудростью и сделался членом его общины, после унаследовав титул учителя. Ангад также писал и пел на пенджаби великолепные стихи, прославившись в первую очередь на литературном поприще.
Таким образом мы видим, что изначально сикхизм был маленькой группой людей, которые объединились возле учителей-поэтов. Возникновение сикхизма напоминает зарождение христианства, когда за Христом везде и всюду следовали его верные апостолы.
Начиная с третьего гуру, Амар Даса (1479-1574), сикхские гуру начинают соединять в себе духовную и светскую власть.
Их последователей в Пенджабе становилось всё больше и больше, и посему четвёртый гуру Рам Дас (1534—1581) вошёл в историю как создатель города Амритсар.
Постепенно звание гуру стало передаваться по наследству, чего изначально крайне не хотел делать основатель сикхизма Нанак. При этом и сами сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. Со временем они вступили в борьбу с могущественной империей Великих Моголов. Десятый гуру Гобинд Сингх (1666—1708) не стал назначать преемника — таковым стала книга «Ади Грантха», вобравшая в себя мудрость всех девяти гуру предшественников. Тем самым, он положил конец линии человеческих гуру и вознёс текст «Ади Грантха» до статуса «Гуру Грантх Сахиба». С тех пор текст является священным писанием сикхов, которые почитают его как живое воплощение десяти гуру сикхизма. Всё было сделано вовремя — ислам наступал и с последующих живых гуру мусульмане могли принудить к чему угодно. Теперь же у сикхов появилась своя библия. Соответственно, им не нужно было ловить каждое слово учителя. В любом случае, сикхизм к этому моменту из первоначального кружка литературоведов превратился в полноценное религиозное течение.
Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.
Самое главное — сикхи в отличие от индуистов и буддистов признают Единого Бога Творца, а это уже предмет для разговора с мусульманами и даже с христианами. Мужчина и женщина у них равны, но служить в храме может только мужчина. Чаще всего сикхи присоединяют к своему имени слово "сингх" что означает "лев". Сикхи весьма воинственны и гордятся своей храбростью, и посему англичане делали в своей колониальной армии на них ставку. В некоторых случаях сикхи дослуживались до офицерского звания. Выходя на пенсию, бывшему военнослужащему выделялась земля. Повторюсь, Пенджаб с середины 19-ого века активно осваивался, и потому сикхи предпочитали селиться именно здесь, что в очередной раз нарушило в Индии пропорциональное соотношение между мусульманами и индусами.
Для сикхов Лахор — это некий духовный центр. У входа в Лахорскую крепость находятся два священных храма. Сикхов по понятным причинам усиленно охраняют и потому возле них сразу два КПП.
Насколько я понял, простых пакистанцев сюда особенно не пускают. Нам же вначале предложили показать паспорта и куда-то записаться, но позже гид с полицией договорился и нас пропустили, проверив лишь металлоискателем. Что поделаешь, для террористов сикхи желанная цель атаки. Один из смотрителей сразу нам поведал, что на территории комплекса имеется столовая для бедных. Для сикхов это традиция, которую заложил первый гуру Нанак. Как и кого туда пускают, при столь мощной и строгой охране, непонятно? Кто-то из моих попутчиков то ли в шутку то ли всерьёз сказал, что мы в этой столовой будем обедать... В общем пронесло... В смысле мы там не обедали. Как возник возле форта и возле мечети Бадшахи весь этот комплекс? Если верить нашему гиду, когда-то здесь текла речка, ограждавшая форт. В неё со временем стали сбрасывать отходы... Одним словом, хотя рядом и был один из входов в крепость, место считалось не престижным. Возможно именно поэтому сикхам было позволено поставить здесь свой храм. Так появилась гурдвара Дера Сахиб. Она построена в честь пятого гуру сикхов Аджан Дева (1563-1606).
Если четвёртый гуру основал город Амритсар, то при Аджане был заложен священный храм Хармандир-Сахиб. Арджан Дева был человеком необыкновенно образованным. Он скомпоновал в единое целое цитаты и проповеди предыдущих гуру, переведя их на простой для понимания язык. Сейчас эта книга известна как Гуру Грантх Сахиб. По легенде, когда пятый гуру трудился над созданием книги, ночью он клал её на кровать, а сам как слуга ложился рядом на полу. Позже на базе этой книги как раз и возникнет библия сикхов — Ади Грантх. Если могольский правитель Акбар Великий покровительствовал различным религиозным течениям, то при его сыне Джахангире положение дел изменилось. В новой набирающей адептов секте падишах увидел опасность. Дабы спасти общину от репрессий, Арджан Дева добровольно прибыл в Лахор, где ему предложили прилюдно отказаться от своего заблуждения. Учитель выбрал смерть, которая стала для него настоящей пыткой. По легенде произошло это как раз на том месте, где стоит теперь гурдвара Дера Сахиб. Мученичество лидера и последующее разрушение мусульманами Хармандира побудило сикхов при шестом Гуру сплотиться и объявить о своей независимости. Позже сикхизм, защищаясь, сформировался в некое боевое братство.
Фасад гурдвары Дера Сахиб частично отреставрирован. По своей архитектуре здание напоминает, и буддийскую мечеть, и мусульманский мазар. В настоящем внутрь не пускают. Год и даже век постройки я не выяснил. По словам гида, храм "старый, очень старый." Проходим чуть дальше и видим старые ворота Лахорского форта. В прежние времена жители города заходили в крепость именно через них. Теперь же ими не пользуются, ворота закрыты. В середине 19-ого века рядом был возник целый квартал, где предпочитали селиться сикхи. В настоящем осталось лишь несколько домов, во чреве одного из которых обустроили проход. Поднимаемся вверх и оказываемся один на один с ещё одним сикхским храмом. Он называется самадхи Ранджит Сингх. О религиозном предназначении здания красноречиво говорит купол, украшенный мавританскими башенками и балюстрадой. И вот тут после всех этих войн и дележа Индии невольно возникает вопрос, кто такие сикхи? Ответ прост — генетически это те же самые пенджабцы, ибо для сикхов, для индусов, и для пенджабских мусульман родным языком является пенджаби. Как я не силился найти различия, но сикхская архитектура от индийского в моём понимании мало чем отличается. Точнее, это просто смесь исламского колорита с Южной Азией.
Сикхские храмы открыты для людей любого вероисповедания, но заходить в них дозволяется только с покрытой головой. При этом нужно не просто разуться — необходимо пройти через воду, очистив таким образом ноги от грязи, а душу от греховных мыслей. Главным элементом храма является усыпальница. Она располагается по центру, отчего невольно думается, что по бокам всё суетное, всё второстепенное. Под её мраморным шатром обустроена кровать. Простому посетителю не видно, ибо кровать укрыта клеёнкой, но теоретически на ней должна лежать священная для книга Ади Грантх. Перед усыпальницей на так называемом алтаре две соединённые ручками сабли, над ними множество перекрещенных кругов — это кханда особо почитаемый знак сикхизма. Сикхи своих покойников в могилах не хоронят. В данном случае тело Ранджит Сингха кремировали, и в гробнице находится горшок с его пеплом. Правитель Ранджит Сингх умер в 1839 г. Весь этот комплекс начал возводить его старший сын Кхарак Сингх, как раз именно на том месте, где был кремирован отец. Строительство храма в 1848 г. закончил младший сын Далип Сингх. Если верить англоязычным источникам, во время кремации правителя были сожжены 4 жены, 7 наложниц и даже голуби.
Первые гуру учили, что какие-либо церемонии в деле поклонения богу не нужны. Однако далее, когда последний десятый гуру ушёл в мир иной, сикхизм стал обрастать обрядами и ритуалами. Насколько я понял, религиозные церемонии сикхов происходят в музыкальном сопровождении. Сбоку от алтаря стояло несколько микрофонов, тогда как рядом покрывалом были заботливо накрыты музыкальные инструменты, коих вполне хватило бы на целый ансамбль. Порядок в храме поддерживает смотритель. И опять таки, может я чего-то не понял, но через гида он мне сказал, что их гуру обязательно в этот мир вернётся и первым делом посетит Лахор? Тогда получается, сикхи, подобно христианам, ждут второго пришествия своего учителя? Вот только какого из десяти? Или придёт один, соединивший в себе всех 10 гуру?
А теперь пару слов о самом сикхизме:
Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Но, что очень важно — данное религиозное течение проповеднической деятельностью в настоящем не занимается. Каждый сикх обязан иметь при себе пять предметов (правило пяти «К»):
Кангха (Kangha) — гребень, поддерживающий волосы. Думаю, тут всё понятно. Волосы у сикхов длинные, время от времени намотанный пучок съезжает на бок — и потому за собой нужно следить. Кара (Kara) — стальной браслет. Его обычно носят на правой руке. Качх (Kaccha) — короткие штаны в качестве нижнего белья. Сикхи не признают ни стринги, ни плавки. Кеш (Kes) — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму. В сикхских семьях детям волосы не подстригают с самого рождения. При этом особое значение имеет цвет надеваемой чалмы. Сикхи в чалмах синего цвета считаются наиболее воинственными. Фото из интернета.
Ярко-желтый цвет символизирует весну и уместен во время праздника. Как раз в таком тюрбане перед нами вышел настоятель храма. Он так и сказал, что сейчас идёт весна, а недавно был праздник. Красный цвет чалмы включая бордо, ярко-синий, голубой, темно-зеленый и фиолетовый подходит во многих бытовых и официальных ситуациях. Простые люди чаще всего именно в таком тюрбане и ходят. Kирпан (Kirpan) — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Вот тут интересно! Те времена, когда люди свободно ходили по улицам с мечами либо с кинжалами, давно прошли. Когда власти начали порицать за открытое ношение холодного оружия, сикхи стали его прятать в одежду. Самое потаённое место у сикхов — это голова, ибо никто не имеет право снять с мужчины сикха его тюрбан. Соответственно, сикхи стали прятать в своих длинных волосах маленькие кинжалы. Просто так мужчина сикх свой тюрбан прилюдно никогда не снимет, ну а если размотает и достанет нож — значит оно того стоило.... В настоящем в мире насчитывается 22 млн. приверженцев этой веры. Как известно, в Лахоре сикхов нет, зато соседний индийский город Амритсар в настоящем является их негласной столицей, где как раз и проживает наибольшее количество сикхов. Там же находится и Хармадир-Сахиб (Золотой храм). В 80-х годах прошлого века его захватили экстремисты, которых Индира Ганди приказала оттуда силовым путём выбить. С обеих сторон было множество жертв, после чего сикхи приговорили Индиру к смерти, что и исполнили. Далее в Индии случились сикхские погромы.
Впрочем, политика есть политика, тогда как сам сикхизм религия мирная. Я же, например, не знал, что в апреле месяце множество индийских сикхов приезжает в Лахор, дабы помолиться в обоих этих храмах. Власти Лахора переводят полицию на усиленный контроль. Конечно, в такие дни может случиться теракт либо ещё какая-то провокация. В этом случае мировые СМИ подхватят новость и будут жонглировать её несколько дней, из-за чего у простых людей в Америке или в Европе формируется устойчивое мнение, что пакистанские мусульмане и индийские сикхи только и думают о том, как друг другу глотку перерезать — это не так. Лахорцы к своим гостям из Индии относятся вполне дружелюбно. Разъединяй и властвуй — когда-то мне казалось, что этот лозунг актуален для стран крайне далёких от меня.
Пакистан. Ч - 4. Лахорский форт