Кандидат в депутаты на выборы в Государственную Думу РФ от Партии «ЗА ПРАВДУ» Дмитрий Гуляев из Брянской области с целью повышения цифровой грамотности проводит еженедельные бесплатные занятия для школьников.
___
Наше будущее будет полностью пронизано цифровыми технологиями. Это новый вызов и, в первую очередь, для системы образования, потому что нам необходимо будет научить детей тому, чего мы сами до конца пока не понимаем.
Мне сложно сказать, какие технологии будут изобретены, и какие навыки потребуются для работы с ними в ближайшем будущем. Попытайтесь вспомнить, какими технологиями вы восхищались в 2015 году и где они сейчас. По моим ощущениям, существенные инновации в цифровых технологиях происходят раз в полгода, а иногда и чаще. Безусловно, успеть за ними сложно, а адаптировать систему образования с учетом этих технологий практически невозможно. Это колоссальная проблема.
Вот пример из жизни. Моя дочь изучает информатику по учебнику, который был издан в 2015 году и устарел уже на момент его издания. Читая его, сложно сказать, какой конечный результат обучения по данному учебнику закладывали авторы. Может быть, этот учебник и будет полезен будущим программистам, но для будущих врачей, инженеров, физиков и математиков он абсолютно бесполезен.
Уверен, что основой любого образования является целеполагание. Как я писал раньше, для того, чтобы изменить систему образования, нужно изменить подход, а для этого необходимо сформировать критерии «человека будущего». Каким он должен быть? Мы сами себя ввели в заблуждение и решили, что будущее принадлежит программистам, но это не совсем так. А по сему, цифровые технологии – это инструмент для решения конкретных задач, а не самостоятельная наука. Нет задачи – нет программы.
Безусловно, программисты могут написать или придумать какое-то цифровое решение, но будет оно применяться или нет, решает пользователь, который не является программистом. Поэтому большое количество цифровых разработок не применяется и просто улетает в корзину. Отсюда задача: нам необходимо сформировать общество, которое понимает, как работают цифровые технологии, может придумать метод их применения и сформировать четкую задачу для программистов.
К сожалению, школьная программа не дает таких навыков. Более того, школьники, имеющие в своем арсенале различные гаджеты, не используют их как инструмент в учебе не потому, что не знают как, а потому, что сами преподаватели не готовы к этому.
Мы продолжаем бороться за экологию, спасать лес и при этом используем бумагу для распечатки различных школьных проектов только для того, чтобы выбросить их в мусор после проверки. Как всегда, самое простое решение находится у нас перед носом, но мы упорно не желаем его замечать. Например, навык создания сайтов. Ведь это же просто.
Практика показала, что научиться создавать собственные сайты для использования их в обучении можно за 3-часовой интенсив. Да, это не будет шедевральный сайт, но уже через 3 часа любой человек будет уметь его делать и, в случае необходимости, будет развивать этот навык.
Ни для кого не секрет, что дополнительное образование в области цифровых технологий давно является трендовым и доходным бизнесом, а значит оно недоступно для большинства детей. Это колоссальная проблема, так как стимулирует социальный разрыв, который в ближайшем будущем может негативно сказаться на уровне отечественной науки.
Понимая это, мы стали проводить еженедельные занятия для школьников и всех желающих с целью повышения цифровой грамотности. Первым этапом было обучение детей созданию своих сайтов для использования их в учебном процессе. Вторым этапом будет обучение базовому 3D-моделированию, которое должно частично компенсировать отсутствие уроков черчения в школе. Третьим этапом будет проведение уроков программирования, целью которых будет повышение интереса к математике через программирование и объяснение необходимости применения навыков программирования для решения математических задач.
Наше общество должно быть готово к тем вызовам, которые будут возникать уже в ближайшее время и которые на сегодняшний день мы не можем даже спрогнозировать. Я уверен, что будущие великие русские инженеры, физики, химики и математики живут по всей России. И наша общая задача – создать систему выявления самородков и талантов!
Дмитрий Гуляев, лидер проектов «Дистанционное обучение наблюдателей на избирательных участках», «Система автоматической оценки эффективности региональных чиновников», «Повышение уровня цифровизации производственных предприятий»