Найти в Дзене
Новосибирский Журнал

История Новосибирска. Дамба районного масштаба

Оглавление
Новосибирск. Дамба через реку Первая Ельцовка. Пересечение улиц Дениса Давыдова и Учительская. Справа автомобиль Зим-12. Фото середины 70-х годов.
Новосибирск. Дамба через реку Первая Ельцовка. Пересечение улиц Дениса Давыдова и Учительская. Справа автомобиль Зим-12. Фото середины 70-х годов.

Предисловие

Когда подготавливаешь материал, в котором речь идет не о центральной улице, то всегда возникает проблема с фотографиями, особенно если это период пленочного фото — вторая половина ХХ века. Сегодня пойдет речь о месте, которое в советское время называли "Дамба". Причем это название использовали в большинстве своем жители этого микрорайона.

Сегодня речь пойдет о дамбе которую проложили через русло реки Первая Ельцовка, на пересечении улиц Дениса Давыдова и Учительская. Сегодня это место называют "Дамбой" лишь старожилы и люди которые всю жизнь прожили в этих местах.

Первая Ельцовка

Жилмассив на улице Олеко Дундича был построен в конце 60-х годов. В то время река Первая Ельцовка сильно отличалась от того, в каком состоянии она сейчас. Ширина русла в некоторых местах доходила до 5-7 метров, а глубина посередине реки было приличное. И разлив реки в период весеннего половодья был большой. Поэтому вблизи реки не были построены хрущевки.

Немного о ведомственной железной дороге

И только в начале 70-х годов, когда начали строить девятиэтажки в этом месте была проведена большая работа по осушению этого места. Потому что если уйти вправо, к железнодорожным путям — то там было настоящее болото, которое простиралось до нынешней улицы Писемского.

В начале 70-х там сделали насыпь и провели первые два железнодорожных полотна. Эта железнодорожная ветка нужна была по нескольким причинам. С основной ветки — это железная дорога, где находится вокзал "Новосибирск-Восточный" было принято решение, чтобы строить эту ведомственную железную дорогу.

В то время она была стратегически необходима, для доставки грузов на автобазу No 2 (ж/д переезд на ул. Богдана Хмельницкого), Деревообрабатывающий комбинат НЗХК (цех No 21, район улицы Писемского), базу ОРСа (улица Окружная), завод "Экран" (улица Даргомыжского), а также склады на улице Кубовой (карьер Мочище).

Так что стройка девятиэтажек на улице Дениса Давыдова и организация ведомственных железнодорожных путей которые проходят рядом с улицей Писемского это как то получилось в одно время. Именно тогда, в начале 70-х годов появилась дамба, внизу которой направили русло реки Первая Ельцовка.

Праздник для местных жителей

И местные жители были очень рады этой новости. Потому что перейти реку, несмотря на то что там был небольшой мостик было большой проблемой. Особенно весной и осенью. А переходить нужно было большому количеству людей.

Многие работали в сфере обслуживания на улице Жданова (сегодня улица Авиастроителей), на заводе им. В. Чкалова (в районе Горбатого моста находилась и до сих пор находится Южная проходная завода). Немало народа работало на железной дороге и контейнерной станции рядом с вокзалом "Новосибирск-Восточный" (она появилась также в начале 70-х годов), на ЖБИ (остановка "Комсомольская").

После того как в конце 50-х годов был построен "Горбатый мост" (об этом будет отдельный выпуск) рядом с ним появилась большая автобаза — автотранспортное объединение No3.

На фото видно, что движение автотранспорта в первые годы существования дамбы и этой части улицы Учительская было справой стороны (если стоять лицом к остановке "ул. Олеко Дундич"). Рядом шли трамвайные пути (были ветки до площади Калинина и до остановки "Спорткомплекс "Север", ранее трамваи ходили только до остановки "Учительская", но в конце 60-х трамвайная ветка была продлена на две остановки).

Левая часть (на фото там работает бульдозер) некоторое время была пешеходной зоной, которая после открытия дамбы довольно оживленной. Ведь долгое время, с улицы Жданова в сторону Богдашки не было общественного транспорта. Лишь в конце 70-х появился автобусный маршрут No 33 и троллейбус No 22, а до того времени основным транспортом были трамваи.

Я живу на Дамбе

Сам жилмассив, остановку местные называли "Дамба", и если в разговоре с незнакомым человеком звучало вместо "Дамба" - "Олеко Дундича", то его переспрашивали не местный ли он. К концу 90-х народное название этого жилмассива стало уходить в прошлое, но те люди которые живут здесь долго, так и говорят до сих пор - Я живу на "Дамбе".

Всем спасибо за внимание! Продолжение следует!

Другие материалы канала "Новосибирский Журнал":

  • Почему Новосибирск не стал российским Детройтом
  • Берегите своих мам, ребята!
  • История Новосибирска. Путешествие гурмана вокруг света за три рубля в гастрономе № 3
  • История Новосибирска. Озеро Мертвое и исчезнувшая деревня Качимовка
  • Фонтаны Богдашки и тайна одного из них, о которой мало кто знает...
  • День со мной. Каракан-2020. Паром через море или 300 км впечатлений (Лонгрид)
-2