Экзамен — ответственный период в жизни каждого студента. Зачастую от результатов экзамена зависит дальнейший путь учащегося в образовательной среде. На организм влияют отрицательный стресс боязни неудачи, постоянная умственная интенсивная нагрузка, возможно недосып или нарушение режима сна. Во время экзамена многие студенты очень сильно волнуются. Физиологическое проявление волнения,“медвежья болезнь”, проявляется в учащенном дыхании, легком ознобе и метании между аудиторией и туалетом. Да-да, все это из-за неуверенности в своих силах. Из-за отрицательных переживаний даже хорошо подготовленный отличник может провалить экзамен без правильной психологической подготовки.
При подготовке к экзамену педагогу стоит учитывать и теоретическую и психологическую часть подготовки. Давайте разберем основные принципы психологической подготовки.
Держите учащихся в курсе продвижения в подготовке к экзамену
Подготовка к экзаменам это длительная работа, к которой стоит подойти ответственно, чтобы выдержать всю нагрузку. В начале учебного года преподаватель составляет план по подготовке к экзамену, позволяющий определить объем нагрузки и как начать подготовку. Этот план должен учитывать все значимые события в году, такие как праздники и каникулы, школьные мероприятия, если это школьные экзамены, для правильного плавного распределения нагрузки.
Стоит уведомлять учащихся какая часть подготовки пройдена и что предстоит освоить дальше. Стоит ставить краткосрочные цели перед учащимися и регулярно рассказывать об их связи с учебным планом, позволяйте учащимся оценивать свои достижения для психологической уверенности.
Не высказывайте беспокойства сами и не запугивайте детей экзаменами
Экзамены, безусловно, очень важны, но не стоит применять прием запугивания учащихся, говорить, что они не сдадут, что не справятся, задания сложные. Информация о подготовке к экзаменам не должна звучать очень часто. Если ученик не может выйти самостоятельно из затяжного стресса,то есть учащийся постоянно уставший, угрюм или наоборот агрессивен, апатичен, отказывается от еды или наоборот начинает налегать на сладости; стоит вместе с психологом провести беседу с родителями и учеником.
Проведите беседу о правильном образе жизни
Психологический настрой перед экзаменами зависит и от физического здоровья учащихся. Режим дня, регулярное питание и сон помогают сохранить стабильность физического и психологического здоровья при сильных умственных нагрузках. Поддерживайте учащихся в их внеурочной деятельности, активности, они помогают периодически расслабиться и работать более эффективно во время подготовки. Подключите родителей к созданию положительной психологической атмосферы дома. Родители должны отвести отдельное рабочее место для учащегося со спокойной атмосферой и по возможности тишиной.
Воссоздайте условия экзамена точь-в-точь как на будущем экзамене
Порепетируйте экзамен, воссоздавая условия, которые будут на экзамене.
Сейчас существуют пункты проведения экзаменов ЕГЭ, где на платной основе можно пройти экзамен в реальных условиях по разным предметам.
Практикуйте с учащимися правильные техники снижения волнения.
Стрессовое состояние сказывается на дыхании и вызывает недостаток кислорода в организме. Кислородное голодание — враг успешной сдачи. Для насыщения мозга кислородом можно вызвать зевок, нажать на лицевую точку между щекой и ухом. Несколько зевков помогут прийти в себя.
Освойте вместе с учащимися технику дыхания, которая поможет им справиться с волнением во время экзамена. Самое простое — это глубокий вдох, позволяющий насытить мозг кислородом, и глубокий выдох, с которым уходит все волнение. Через несколько минут глубокого дыхания можно добавить мантру «Я расслабляюсь и успокаиваюсь», синхронизируя с ритмом дыхания.
Какие приемы вы используете при подготовке к экзамену?