Для мужчин женщины всегда оставались загадкой - нам не всегда до конца понятна их логика, их мотивы, их желания. Вот и возникшее в 60-х годах новое направление в искусстве, яркое и порой даже агрессивное, снова к чему-то нас призывает и что-то от нас требует. Чего же на этот раз хотят эти беспокойные женщины? Попробуем разобраться...
В мире искусства царит предвзятое отношение к женщинам, женщины-художники не так заметны, не имеют таких же возможностей и не ценятся так же, как мужчины. Почему так трудно вспомнить великих художниц (а были ли они вообще?) и почему в картинных галереях доля произведений, созданных женщинами, составляет всего 10-20%? Все это феминистки считают доказательством ужасной несправедливости по отношению к себе, с чем они и начали активно бороться через свое искусство. Не всякая картина, созданная женщиной, является феминистической. Она становится такой, если пол (гендер) становится в ней ключевым фактором отражения и понимания действительности.
Завоевывать ума и сердца аудитории феминистки начали разными способами. На войне все средства хороши, поэтому запретных тем быть не может. Значительная доля феминистической живописи основана на откровенно порнографических, шокирующих интимными подробностями деталях, которые мы, к сожалению, не имеем права рассматривать в Дзене. "Голая правда", по признаниям авторов, создавалась исключительно с благими намерениями, чтобы отразить весь ужас положения женщин, злоупотребления ими, потребительского к ним отношения. Вот только возникает вопрос, а разве отношение женщин к мужчинам всегда альтруистично, почему же тогда нет таких пронзительных картин на эту тему и в таком количестве художников-мужчин?
Но обратимся к более умеренным призывам. Возьмем, например, Шани Рис Джеймс. Она родилась в 1953 году в Австралии, но еще в детстве переехала в Лондон, где стала "одним из самых ярких художников своего поколения" и членом Королевской Кембрийской Академии искусств.
В своих картинах она бросает вызов женственности и представлениям о женщине как "хранительнице семейного очага". При помощи буйных цветов, диких красок, жуткого сочетания предметов она превращает обычные сцены в нечто странное, страшное и тревожное. А нередко используемые ей тесные помещения, гигантские зеркала, замкнутые пространства придают ее произведениям "клаустрофобную" атмосферу. Вот как она сама объясняет свою цель: "Женщина становится частью украшения; не имея возможности выйти на мировую арену, она обращается внутрь себя и зацикливается на своем внутреннем пространстве".
"Чай на диване, кровь на ковре" - так называлась одна из главных выставок работ Шани Рис Джеймс. В откровенной, яркой, эмоциональной манере она бросает вызов ставшему привычным, но такому, с ее точки зрения, безжалостному течению ритма жизни женщины. Этот ритм проявляется в отношениях дочери и матери, мужа и жены, бытовых событиях, процессе старения и пр. Обычные повседневные предметы она сталкивает с неистовыми красками, огромными букетами, гигантской мебелью, и это вызывает чувство ужаса и отвращения одновременно. Таково, на ее взгляд, положение женщины в современном обществе, и с ситуацию надо срочно менять.
А вот еще один "шедевр", размещенный в Художественном музее колледжа Помона в Калифорнии. Смысл в том, что женщины зарабатывают только 2/3 от заработка мужчина, а представительницы сферы искусств и того меньше - всего 1/3.
Его автор неизвестен, точнее, это анонимная группа арт-феминистских активисток, образовавших сообщество под названием "Guerilla Girls". Они ведут очень активную пропагандистскую деятельность, но выступают всегда под псевдонимами, взятыми в честь известных художниц прошлого, или в жутких масках.
Британская фотограф и художница Александра Галлахер, 1980 года рождения, смотрит на проблему с другой точки зрения. Она пытается скрыть не себя, а окружающую действительность. В ее работах чувствуется дух сюрреализма, они вдохновлены миром снов, иллюзий, воображения. Основная тема - сексуальность и феминизм.
Она помещает стереотипные женские символы (ленточки, цветочки, перья, яблоки и т.п.) в необычное окружение, предлагая тем самым усомниться в традиционной женской роли в обществе. Некоторые из ее работ представляют собой коллажи, созданные из изображений, найденных в интернете. Она выполняет их и на заказ (фунтов за 300) в течение 2-х недель. Так что, обращайтесь, если что.
Другая феминистическая художница, Барбара Крюгер, опирается в своем искусстве на язык рекламы. Она берет яркие, известные слоганы и переделывает их так, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения. Например, знаменитое диснеевское "Это маленький мир" превратилось у нее в "Это маленький мир, но не тогда, когда вам приходится в нем убираться". Смысл понятен: на женщин возложили слишком много домашних обязанностей, а увеличительное стекло, вероятно, указывает на то, что мы, мужчины, просто этого не замечаем.
Дженнифер Грэнхолм, фотохудожница из Финляндии, прославилась загадочными автопортретами. В центре большинства ее композиций - женское тело без лица, играющее с лентами, веревками, поясками и т.д. И все это выполнено в нежных пастельных тонах. Основная идея - выразить женское стремление к свободе, а также страх перед ней и запутанность всей сложившейся по этому вопросу ситуации. Почему нет лица? Она сама объясняет это так: "Если общество ценит только вашу внешность, как вы можете поверить в себя? А отсутствие уверенности может принести много несчастья или, по крайней мере, не позволит в полной мере насладиться жизнью".
Все эти работы довольно абстрактны, эффектны, допускают возможность широкой интерпретации, но много ли в них эстетической ценности? Громкие титулы и широкое внимание, которыми награждают художниц-феминисток, вполне соответствуют духу времени, но будут ли восхищаться их картинами потомки лет через 100, как сегодня они восхищаются шедеврами мастеров классической живописи? Хотя, с другой стороны, возможно, это просто крик души, к которому мужчины должны, наконец, прислушаться?
Читайте также про испытания, которым подвергаются женщины:
· Что может скрываться под паранджой, или, Гюльчатай, открой личико
· Почему красивые польские паночки выиграли конкурс "Мисс Мира" всего однажды?