Основной задачей зимнего содержания дорог является проведение комплекса мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного дорожного движения в зимних условиях.
Зимнее содержание автомобильных дорог включает работы, связанные с защитой дорог от снежных заносов, уборкой снега с проезжей части, обочин, переходно-скоростных полос, площадок отдыха и остановок маршрутного транспорта, а также работы по предупреждению и ликвидации зимней скользкости.
При эксплуатации автомобильных дорог в период снегопада, метелей и других неблагоприятных метеорологических условиях на автомобильных дорогах в зимнее время могут образовываться различные дефекты на покрытии, препятствующие обеспечению безопасного дорожного движения и комфортных потребительских свойств дороги. Основные из них:
- Свежевыпавший (рыхлый) снег
- Стекловидный (черный) лед
- Снежный накат
- Талый снег
- Снежный вал
- Необеспеченность работоспособной снегозащитой
- Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках
Основными показателями состояния зимнего содержания автомобильных дорог являются:
- ширина чистой от снега проезжей части дороги;
- толщина рыхлого снега на проезжей части, накопившегося с момента начала снегопада до начала снегоочистки или в перерывах между проходами снегоочистительной техники при патрульной снегоочистке
- толщина и расположение уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;
- толщина уплотненного снега на тротуарах.
В зависимости от метеорологических условий, плотности и толщины снежного покрова применяют специальные снегоуборочные машины. Таблица 1
Рассмотрим предельно допустимые нормы показателей состояния дороги в зимний период: (таблица 2)
В целом же вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, максимально облегчить и удешевить зимнее содержание. Чтобы обеспечить выполнение этих задач при зимнем содержании, проводят:
- профилактические меры, цель которых не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мер относится профилактическая обработка покрытий химическими противогололедными материалами;
- защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и препятствуют образованию льда; к ним относится применение защит от метелевого переноса, снежных лавин и наледей;
- меры по удалению снежных и ледяных отложений на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение (обработка снега и обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).
Для уменьшения снегозаносимости выемок и улучшения условий движения следует применять следующие меры:
- выемки глубиной до 1 м устраивать раскрытыми с откосом от 1:7 до 1:10;
- в выемках глубиной от 1 до 5 м дополнительно устраивать полки с крутыми откосами (1:1,5+ 2), шириной не менее 4 м, служащие для проезда роторных снегоочистителей, удаляющих отлагающийся в выемках снег. При глубине более 5 м устройство дополнительных полок не требуется. Откосы таких выемок следует делать возможно более крутыми исходя из условий их устойчивости;
- производить срезку внутреннего откоса для обеспечения видимости на кривых в плане с учетом снежных отложений
Для предупреждения образования снежного наката необходимо проводить в период снегопада обработку дорожного покрытия химическими материалами или их смесью с песком.
В период снегопада интенсивностью 1 - 3 мм/ч к распределению химических веществ по поверхности дороги приступают через 10 - 15 мин после начала снегопада. При слабом снегопаде интенсивностью 0,5 - 1 мм/ч твердые химические материалы начинают распределять по поверхности дороги не более чем через 20 - 30 мин. Разлив жидких химических веществ целесообразно производить в начале снегопада.
После обработки снега противогололедными материалами необходимо произвести выдержку, т.е. дать сработать химическим материалам. К подметанию проезжей части следует приступать после того, когда агрегатное состояние снега или снежных накатов, разбитых под движением в результате химического воздействия, может характеризоваться как сыпучее. В обычных условиях снег хорошо отметается через 2 - 3 ч после посыпки