Можем ли мы винить Бога за то, что есть свобода выбора? Разве было бы лучше жить, где у людей нет никакого выбора? Разве отсутствие нашей свободы выбора улучшит наш мир? Настоящая любовь всегда дает выбор. Разве люди, критикующие Бога, согласились бы жить в мире, где они были бы роботами? Любящие родители, как и Бог, будут тренировать своих детей и учить их делать хороший выбор. Они будут влиять через свой личный пример, любовь и наставление, но они не хотят манипулировать ими или лишать их свободы выбора.
Божье желание в том, чтобы люди, по их собственной свободной воле, решили отречься от гордости, приняли любовь Бога и доверяли Ему. Пусть каждый примет собственное решение насчет этого, но только будьте благодарны и признательны, что вы в принципе можете иметь собственное мнение и принимать свое решение. Вопрос в том, является ли Бог одновременно любящим и всемогущим? Я думаю, что Бог настолько любящий и всемогущий, что Он создал людей, имеющих настоящий выбор и свободу как любить Создателя, так и не любить Его.
Бог создал нас по Своему образу. Он дал нам эмоции, способность творить. В Христе Он даже пожертвовал Собой, чтобы мы имели возможность быть прощенными за ошибки. Это было очень рискованно. Давайте посмотрим на Адама и Еву. Бог очень рисковал в случае с ними. Большая часть их потомков поступала хуже, чем они. Господь увидел, что люди полны зла и пожалел, что создал н людей, и стало у Него на сердце грустно. (Бытие 6:5-6). Случилось ли это потому, что Бог недостаточно любящий или не обладает достаточной властью? Каждый, кто вкладывает свою жизнь в другого человека, обладающего свободой воли, рискует быть отвергнутым. Если вы являетесь родителями, вы поймете меня. Быть родителем — значит заниматься весьма рискованным делом. Наши дети могут стать наркоманами, алкоголиками, уголовниками или просто очень злыми людьми. Почему мы так рискуем? Мы поступаем так, потому что в этом смысле мы очень похожи на Бога. Мы хотим давать и взаимно получать любовь, основанную на личном желании и свободной воле.
Грех - причина страдания человека.
Мы уже поняли, что одной из причин страданий в этом мире является свобода воли человека. Как мы уже говорили ранее, это косвенная причина. Свобода воли ведет к страданиям, если только человек выбирает неповиновение воле Бога. Свобода воли является причиной страданий именно из-за грехов людей. Любящий Бог дал нам выбор, и мы воспользовались этим выбором, чтобы творить зло. Я считаю, что грех каждого человека в отдельности является самой частой причиной страданий людей на земле. Не вся наша боль происходит из-за грехов, но большая ее часть в наших жизнях, обществе и даже в наших народах является их следствием.
Гнев, жадность, гордость, зависть, насилие, нездоровое желание власти и другие подобные грехи становятся причиной эмоциональных страданий, а зачастую и физических страданий в наших жизнях. Так винить ли Бога в этом? Мы можем жить в мире, где у нас нет свободы выбора. Лично вы захотели бы жить в таком мире? Бог создал физический мир, в котором действуют законы природы. Эти законы имеют последствия. Если я на автомобиле врежусь в дерево на скорости 180 км/ч, то мне точно не следует винить в этом Бога. На самом деле, все эти законы природы и дают нам возможность существовать. Бог также создал и моральные законы. Некоторые греховные проступки имеют неизбежные последствия в нашей жизни. Пьянство, насилие, сексуальные грехи будут являться причиной страданий как тех, кто их совершает, так и тех, по отношению к кому они совершены. Этим моральным законам так же сложно что-то противопоставить, как и закону гравитации. Даже если наши собственные грехи прощены благодаря крови Христа, они все еще оказывают свое действие на нас и на тех, против кого были совершены. Библия нигде не говорит, что кровь Христа и Божье прощение избавляют нас от последствий грехов.
Давайте рассмотрим несколько отрывков из библии, говорящих о последствиях грехов. Первый отрывок находится в книге Иезекииля 18 главе: Все люди принадлежат Мне, и с каждым Я буду обходиться одинаково. И не будет иметь значения, отцом был этот человек или сыном. Тот, кто грешит, тот и умрёт. (Иезекииль 18:4)
А потом он продолжает:
Но у этого плохого сына может тоже родиться сын, который будет понимать всё, что делает его отец, и он откажется жить по-отцовски, он будет справедлив к другим людям. Он не пойдёт есть в горы, не будет молиться грязным идолам в Израиле и грешить прелюбодеянием с женою соседа. Он не эксплуатирует других людей. Если у него берут в долг, он не держит залог. Он не ворует. Он даёт голодным хлеб и нагим — одежду. Он не делает плохого. И если даёт бедным в долг, то даёт деньги не в рост, не наживается на этом. Он подчиняется заветам Моим и следует Моим законам, и за грехи отца своего он не обретёт смерти, он останется жить. Отец его может приносить людям вред, может воровать и никогда не делать добра для людей Моих. Тогда он умрёт за свои грехи, но его сын не будет наказан за его грехи. (Иезекииль 18:14-18)
Этот отрывок говорит нам о том, что сын не отвечает за грехи отца. Справедливее будет сказать, что окружающие люди не отвечают за поступки того, кто совершает грех.
Теперь давайте посмотрим еще один отрывок, который, вроде, противоречит предыдущему отрывку:
Не поклоняйтесь идолам и не служите им, ибо Я Господь, Бог ваш, не потерплю, чтобы Мой народ поклонялся другим богам. Те, кто грешит против Меня, становятся моими врагами, и Я наказываю их, и детей их, и внуков их, и даже их правнуков. (Исход 20:5)
Так виноваты ли мы в грехах других людей? То, что кажется противоречивым на первый взгляд, на самом деле просто объяснить. Отрывок из книги Иезекииля говорит о вечных последствиях: Небеса или ад. Сын не отвечает за грехи отца. Тем не менее отрывок из книги Исход говорит нам о последствиях грехов в этой, земной, жизни. Мы будем страдать из-за Божьего наказания тех, кто нам близок. Очевидно, что это будет доставлять нам и эмоциональную боль.
Когда народ иудейский был забран в рабство к Навуходоносору, праведные люди страдали из-за наказания Богом Иерусалима наравне с теми, кто был виноват в грехах. Если отец причиняет сексуальную боль собственному ребенку, будьте уверены, что ребенок тоже будет страдать из-за грехов отца. Мы знаем также, что и дети тех, кто подвергся насилию, тоже страдают из-за этого. Если не вмешаться, цикл насилия будет продолжаться даже до четвертого поколения. Этот нравственный закон страдания появился из-за греха, и он не прекращает своего действия, даже если жертва насилия приходит ко Христу. Она может быть исцелена Богом духовно и душевно. Это может быть правдой, но, если мы думаем, что в будущем поведение этой христианки не отразится на ее детях, мы мало что понимаем о последствиях греха. Нам хорошо известно, что и грех алкоголизма имеет очень похожие последствия и похожий эффект на многие будущие поколения.
Будет ли само существование греха и страданий доказывать, что Бог либо недостаточно любящий, либо обладает недостаточной властью изменить это? Бог дал свободу выбора, и мы злоупотребили ей. Лично я не виню Бога за то, что Он дал мне свободу выбора. Я очень благодарен за Его смелость и любовь ко мне. Я мотивирован прожить жизнь так, чтобы Бог не жалел о том, что дал мне свободу. Но не все страдания являются результатом грехов. Мы совершаем ошибку, а иногда мы бываем несправедливы, полагая, что все страдания происходят из-за грехов. Книга Иова очень много говорит о страданиях. Иов подвергся непомерным страданиям. Его очень волновал вопрос: «Почему я?» Его друзья говорили, что Бог наказывает его за грехи. Иов говорил, что он праведен и не должен подвергаться таким страданиям. Кто же прав? Никто не был прав в этой истории, кроме самого Бога. Бог сказал Иову, что его друзья ошибаются. Он не был наказан за свои грехи. Но затем Бог сказал Иову, что тот неправ тоже. Он не настолько праведен, чтобы обвинять Бога в несправедливости. Идея в том, что Иов и правда много страдал, но не из-за своих грехов. Книга Иова помогает нам понять, как иметь дело со страданиями. Интересно, что Бог так и не сказал Иову, что стало причиной страданий. Из этого следует, что Бог может и нам не ответить, по какой причине в жизни происходят те или иные страдания. Помня об этом, нам надо быть осторожными, говоря близким о причинах их страданий.
Из Ветхого Завета мы поняли, что зло становится причиной не всех страданий на земле. А Иисус говорит об этом в девятой главе Евангелия от Иоанна: Ученики Иисуса спросили Его: «Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?» Иисус ответил: «Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу». (От Иоанна 9:2-3). Мы хорошо видим человеческую тенденцию автоматически считать страдания людей следствием их же грехов. Предрассудки, подобные тем, что были продемонстрированы апостолами, не исчезли и сегодня. Некоторые христиане утверждают, что СПИД — это Божье наказание за гомосексуализм. Кто мы такие, чтобы говорить в подобных случаях за Бога? Нам надо быть осторожными, называя грех причиной всех страданий людей вокруг нас.
Естественные причины страдания человека.
Как мы уже поняли, грех не является причиной всех страданий человека. Некоторые страдания приходят в жизнь из-за природных явлений - землетрясения, ураганы и другие природные катастрофы, а также болезни и естественные последствия старения человеческого организма.
Когда на земле происходят землетрясения или когда человек заболевает вирусным заболеванием, жертвы этих событий кажутся случайными. Выглядит неразумно считать эти события наказанием за грехи данных людей или даже целых народов. Многие верующие задаются вопросом, как любящий и всемогущий Бог допустил смерть 200 000 тысяч человек во время цунами в 2004 году? Разве все умершие дети были виновны в чем-то? Как мы уже говорили выше, Бог создал этот мир с моральными законами, которые имеют причину и следствие. Подобное можно сказать и о законах природы, которые созданы Богом. Созданная Богом Вселенная имела невероятно тонкую настройку, работающую таким образом, чтобы в ней могла существовать жизнь. Ученые говорят о том, что гравитационная сила, электромагнитная сила, а также сильное и слабое ядерное взаимодействие имеют очень точную настройку. То есть, если что-то из этих значений отклонилось бы хоть на малую долю в любую сторону, то существование жизни во Вселенной было бы невозможно. Если бы гравитационная сила была бы хоть чуточку слабее, то галактики, звезды и планеты вообще бы не сформировались. Если бы она была хоть немного сильнее, Вселенная схлопнулась бы обратно. Существует единственный элемент, углерод, с качествами, необходимыми для формирования больших молекул, которые нужны для существования нашей жизни. Есть единственный элемент, обладающий магнитными свойствами — железо. Без магнитных свойств железа высокоэнергетичные заряженные частицы от Солнца уничтожили бы все живое на нашей Земле. Конечно, без уникальных свойств водорода звезды не могли бы производить огромное количество энергии, необходимое для поддержания жизни на Земле.
Такое удачное совпадение необходимых условий для жизни на земле включает в себя тепло, которое производится в недрах Земли благодаря радиоактивному урану, а также движение тектонических плит, вызванных выделением этого тепла. Без тектонического движения плит Земля потеряла бы атмосферу, а почва потеряла бы способность поддерживать жизнь. Тектоническое движение, необходимое для поддержания жизни на Земле, ко всему прочему приводит к землетрясениям. Люди страдают из-за землетрясений. Перед тем как мы обвиним Бога в землетрясениях, нам нужно подумать о том, сможем ли мы предложить лучшую модель Вселенной, не включающую в себя тектонические движения плит. Являются ли землетрясения злом сами по себе? Нет, они необходимы для существования жизни на нашей Земле.
То же самое можно сказать и об ураганах, торнадо, наводнениях. Бог создал хорошо настроенную Вселенную, Солнечную систему и Землю. Когда тепло распространяется от круглого объекта к круглому объекту на большие расстояния, оно распределяется неравномерно. Без естественных механизмов распределения тепла в океанах и атмосфере, Земля была бы непригодна для жизни из-за экстремально высоких температур. Погода все же является нашим другом, даже если она производит опасные для жизни природные явления. Экстремальные погодные условия могут стать причиной многих страданий, но пока кто-то не предложит лучшей системы, мы можем благодарить Бога, а не сомневаться в Нем.
Сможет ли кто-либо выжить в мире, в котором нет бактерий и вирусов? Само существование различных форм жизни полностью зависит от бактерий. Та же категория одноклеточной жизни, являющаяся причиной многих болезней, отвечает за внесение азота в почву, за поддержание углеродного цикла в равновесии, за производство витамина К в организме и за бесчисленное количество других необходимых химических задач. Бактерии, без которых невозможна сама жизнь, являются причиной многих заболеваний. Жизнь существует на хрупком балансе, но она существует. Так что, я не стал бы называть бактерии и заболевания злом.
В конечном счете, любая естественная система, необходимая для поддержания высокоразвитых форм жизни, будет опасна. Это несовершенная и плохая вещь? Значит ли это, что Бог слабый или нелюбящий, раз не может решить эту проблему? Вовсе нет. Давид хорошо сказал об этом в своем Псалме: «Небеса возвещают о славе Господней, свод небесный возвещает о творениях Его. Каждый день говорит о большем, в каждой ночи новое знание».
Божьи творения удивительны и прекрасны. Если бы Бог спросил меня, то я попросил бы Вселенную с меньшим количеством физических опасностей и с более совершенной погодой. Но кто я такой, чтобы критиковать Бога и Его природную систему?