Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

Показания свидетелей. Урал. Центральная Азия.

Оглавление

Дорогие подписчики доброго дня.

Сегодня все так же продолжаем перелистывать страницы альманаха с показаниями свидетелей встреч со снежным человеком (реликтовый гоминид).

Сегодня дочитываем показания с Урала и Сибири и начинаем изучать показания свидетелей с Центральной части Азии.

Оригинал вы можете почитать зайдя по ссылке на Аламас.ру.

№ 898.

Сообщение Н.Н. Акоева. Приполярное Зауралье

Отчёт о следах лешего (Приводится с сокращениями по книге «Леший» (Акоев 2016), : 62-75).

«Местом проведения работ был выбран район приполярного Зауралья, открытый в конце 1970-х годов В.М. Пушкарѐвым (Рис. 1) и расположенный приблизительно в 150 км к ю-з от г. Салехард (Рис. 2), выделенный на схеме пунктиром.

Рисунок автора Акоева.Н.Н
Рисунок автора Акоева.Н.Н

Район работ был выбран не только из соображений относительной доступности (не более 10-12 дней сплава по р. Собь от ближайшей ж/д станции), но и по целому ряду объективных причин — обилию открытых и хорошо просматриваемых участков мховых болот с мягкими грунтами, круглосуточной световой экспозицией в условиях полярного лета, безлюдности, обилию подножного корма (охота, рыбалка, грибы, ягоды), позволяющего уменьшить вес продовольственной части снаряжения и т.д.

Работы проводились летом 1984, 1985 и 1989 г.г. В ходе экспедиции 1985 г. на моховом болоте были обнаружены две цепочки следов (длинная и короткая).

Особенностью формирования отпечатков ног (следовых впадин) лешего в условиях моховых тундровых болот в летний период является присутствие слоя влажного подстилающего торфа, при наличии корки верхнего слоя подсохшего перегноя толщиной, состоящего из смеси остатков мха, брусники, травы, листьев и т.д. (Рис. 3).

Рисунок автора Акоева. Н.Н.
Рисунок автора Акоева. Н.Н.

Обладая значительным весом, крупный экземпляр лешего при движении по моховому болоту оставляет следы в виде утопленных площадок верхней подсохшей корки торфа, вдавленных на глубину 5-10 см. Причём наблюдается характерный сдвиг передней части площадки назад и заглубление её передней части (Рис. 4).

Рисунок автора Акоева .Н.Н.
Рисунок автора Акоева .Н.Н.

Боковые стенки отпечатка следа также выполнены мягким, влажным торфом с характерным нависанием краёв следа (Рис. 5) так, что истинный размер следа в грунте несколько больше видимого (Рис. 6).

Рисунки автора Акоева Н.Н.
Рисунки автора Акоева Н.Н.

Таким образом, наблюдается «олений» эффект, т.е. широкое расставление пальцев ног при движении по рыхлому грунту. При этом хорошо заметно отведение большого пальца ноги (Рис. 7).

Рисунок автора Акоева Н.Н.
Рисунок автора Акоева Н.Н.

Фотография следа лешего, обнаруженного на моховом болоте у ручья Зенгеледо и его прорисовка, приведены ниже (Рис. 8-а и 8-б)

Рисунки автора Акоева. Н.Н.
Рисунки автора Акоева. Н.Н.

Все пальцы стопы ноги заглублены в тор (якорное положение), причём хорошо сохраняются тонкие перегородки между каналами, сформированными отдельными пальцами.

Края следовой впадины отвесные, без нарушений, что говорит о вертикальном движении стопы в момент соприкосновения с грунтом. Уникальным является также эффект расплющивания мягких тканей опорной стопы лешего в момент переноса на неё веса тела, наподобие приспущенной шины вездехода при движении на рыхлых грунтах.

При снятии нагрузки со стопы, в связи с переносом веса тела на другую ногу, мягкие ткани стопы, принимают исходную форму, и свободно выходят из следовой впадины, не нарушая её краёв (Рис. 9).

Рисунок автора Акоева Н.Н.
Рисунок автора Акоева Н.Н.

Длинна свежей цепочки (1) была 180 м в длину, а старой (2) 50 м. Следы каждой из цепочек располагались по прямой линии, почти параллельно на небольшом расстоянии недалеко друг от друга (Рис. 10).

Рисунок автора Акоева Н.Н.
Рисунок автора Акоева Н.Н.

При рассмотрении деталей следообразования, за основу брались отпечатки хорошо сохранившейся цепочки № 1. Её характерной особенностью, является расположение следов по линии, соединяющей внутренние стороны стоп, как у очень хороших ходоков (Рис. 11). Для сравнения приведена цепочка следов медведя (Рис. 12).

Рисунки автора Акоева Н.Н.
Рисунки автора Акоева Н.Н.

Её характерной особенностью является расположение следов по прямой линии, соединяющей внутренние стороны стоп, как у очень хороших ходоков. При этом следует иметь в виду, что истинный размер следа с учётом заглублѐнных пальцев, был около 34 см в длину, что соответствует росту примерно 2,1-2,3 метра (см. график на стр. 16 в книге «Леший»). Цепочка № 1 обрывалась у зарослей карликовых берёз и ив по краям болота. Однако, приняв во внимание азимут обеих следовых цепочек, обнаружили за зарослями прибрежных кустов на самом берегу р. Собь, следы рыбачьего стана — кострище, объедки, мусор, как старый, так и более свежий, что свидетельствовало о регулярности его посещения людьми (рыбаками, охотниками, туристами). С противоположной южной стороны болота цепочка пересекала звериную тропу, идущую в целом параллельно берегу на расстоянии 350-400 м и продолжалась в виде нескольких неясных следов на сухом ягеле, где вскоре и терялась. Непосредственно на звериной тропе, пробитой до торфа, где имелось множество следов различных животных (лосиных, оленьих, волчьих) был обнаружен всего один небольшой и сравнительно свежий (примерно 2 дня) след длиной 22 см. расположенный также поперёк тропы.

Параметры следа и шага более старой цепочки № 2 аналогичны таковым, более свежей цепочки № 1. Складывается впечатление, что леший, отлично знакомый с местностью, спокойно шёл к опустевшему рыбачьему стану самым коротким путём со стороны невысоких сопок, расположенных южнее р. Собь.

Представляется несомненной временная связь появления следов на болоте и времени оставления людьми рыбачьего стана (7-10 суток). По нашему мнению, леший (вероятно, взрослый самец ростом около 2,2-2,4 м) внимательно наблюдает за обстановкой на своём кормовом участке в течение всего летнего периода (май-сентябрь), следит за передвижениями людей и регулярно осматривает оставленные людьми стоянки и биваки в поисках остатков пищи.

Обнаруженный след небольшого размера принадлежал по всей видимости, молодому экземпляру, наступившему по неопытности на тропу (замечено, что леший избегает мягких грунтов, стараясь не оставлять следов).

Таким образом, осматривая берега и болота вдоль реки по индивидуальным особенностям следов можно определить размер кормового участка конкретного экземпляра, примерную плотность и численность популяции в данном районе; выявить периодичность регулярного посещения мест, установить фотоловушки, посты наблюдения и т.д».

Август-сентябрь 1985 г. Акоев Николай Николаевич, Зоолог

№ 899.

Из письма в редакцию «Комсомольской правды» Кемеровская обл. (по поводу статьи в газете «Комсомольская правда» — «Снова в горы»).

«Когда я прочитал Вашу статью, у меня воскресла в голове картина далёкого моего детства.

Это было в 1943 году. Шла война, стояли лютые морозы. … Однажды утром, где-то в 10-11 часов раздался мальчишеский крик: «Везут, везут!» — и я, конечно, выскочил из тепло натопленной избы на улицу… .

Посреди селения (10-12 дворов) остановилась лошадь, запряжённая в сани розвальни, от не клубился пар. Около лошади толпились три мужика в шубах, несколько баб-солдаток и куча мальчишек. Они с любопытством что то разглядывали.

Когда я подбежал ближе, то увидел следующее: в розвальнях было наброшено сено, а в сене находился странный человек – он был без какой-либо одежды, весь в волосах, волосы его были темно коричневые, грубые, напоминали коровью шерсть.

Он лежал навзничь и был крепко привязан верёвками к краям розвальней. Он был крупный, сено запуталось в его шерсти и согревало его. В области живота и грудей волосяной покров был не так густ, и просматривалось голое тело. Как мне кажется, это было существо женского пола. А сопровождающие мужики в тулупах вели следующий разговор:

«Мы (охотники) поймали этого человека в верховьях реки Мрас-су, что берёт своё начало на Абаканском хребте. Теперь везём его в город Сталинск (ныне Новокузнецк), чтобы сдать его. Мы не знаем что это за странный человек. Возможно это ведьма, возможно сумасшедший, в городе определят».

Это событие произошло в поселении Дачном, посёлок Абагур, что на берегу реки Томи. Сейчас этот посёлок вошёл составной частью в г. Новокузнецк, Кемеровской обл.

Мне же представляется, что это был живой снежный человек, пойманный этими охотниками. Это событие далёкого прошлого, но тем, кого интересует судьба снежного человека, – это может дать разгадку: есть факты, есть очевидцы, возможно в больших городах или учреждениях сохранились документы, которые бы раскрыли судьбу странного человека, увиденного мною в детстве. Возможно, это и есть первый снежный человек, попавший живым в руки людей».

Х_____ Пётр Александрович, действительный член Географического общества,

Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева
№ 11
1. Вариант этого сообщения с несколько иными деталями приведѐн в Выпуске 11 «Информационных материалов» под № 793, с Комментарием № 13.
2. Автор письма (Х_____) ошибается, предполагая, что это был первый снежный человек (леший), попавший живым в руки людей. Случаев поимки описано достаточно много, некоторые из которых приведены в вышеупомянутом Комментарии № 13

№ 900

Случай с охотником И.А. С______. Томская обл. (из пос. Алинка).

Осенью шёл Иван Андреевич по берегу речки Тогольки к своей охотничьей избушке. Он шёл без собак, так как собаки уже были там – на месте. Нёс только продукты. Дело шло к вечеру.

Вдруг, незадолго перед закатом, на одном из поросших соснами островов, расположенных посреди болота, раздался душераздирающий крик, к которому примешивался злобный рёв «карги» - медведя. Старик не испугался, загнал в ствол своего карабина патрон и пошёл на звук. Поднявшись на гриву Сагондин увидел страшную картину: перед ним лежал огромный «Малет-куп» (человек-зверь). Левая рука у него была вывернута и даже изжёвана, вырван бок и раздавлена грудная клетка. В правой руке мохнатого гиганта был зажат ремень, а на конце ремня – какое-то подобие кожаного мешка с большим камнем внутри.

Очевидно, это было его единственное оружие. Рядом с человеком-зверем лежал огромный бурый медведь. По словам Ивана Андреевича, череп и кости зверя в некоторых местах были похожи на кашу – следы ударов камня в мешке. Но не это зрелище поразило охотника.

Рядом с мёртвым великаном сидел на корточках такой же лохматый сынок, только очень маленький. Он как-то мычал и всхлипывал. Как настоящий ребёнок. Старому охотнику стало жалко малыша, и он попытался его поймать, но это ему не удалось.

Малыш проворно убегал и оглядывался. Тогда дед развёл костёр и стал бросать малышу пищу. Интересно, что лохматый ребёнок огня не боялся и пищу принимал. Он даже приближался к огню и с удовольствием грелся. Так прошла ночь. Под утро малыш уснул и позволил старику накрыть его курткой. Вдруг охотник почувствовал, что вокруг костра кто-то ходит. Он снова взвёл курок карабина, но стрелять ему не пришлось. К огню подошѐл другой человек-зверь. Такой же огромный, и с камнем в могучей руке-лапе. Малыш тут же проснулся и бросился на шею пришельцу. Стал всхлипывать и как будто что-то бормотать. Лохматый гигант попытался пообщаться со стариком. Он начал мычать и строить какие-то совсем не страшные гримасы. Он несколько минут посидел у костра. При этом он обнимал и гладил малыша, успокаивая его, а потом тихонько встал, взглянул на костёр и ушёл.

Старик решил разделать медведя. Он срубил лабаз и сложил в нём мясо. Потом он отправился назад в деревню, чтобы на другой день прийти с людьми и забрать мясо. Но когда они пришли на это место. То там не оказалось ни трупа человеко-зверя, ни лабаза (? – ред.).

Зачем они это сделали? Неужели они хоронят соплеменников? А зачем взяли голову медведя (остальное мясо осталось), голову убийцы? Неужели у них есть зачатки религии? Ответов пока никто не знает.

Из газеты «Экспресс-НЛО, № 3, 1994 г.

Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 12
Данное газетное сообщение, про доброго дедушку Мазая, является явной беллетристикой и носит сусальный характер, что справедливо вызывает очень большие сомнения в достоверности самой истории, а именно:
1. Сообщение явно литературно обработано и стилистически приглажено.
2. Охотник не мог пойти в тайгу без собаки, даже если на заимке его ждал напарник со своими собаками.
3. Сообщение об использовании лешими оружия типа кистень, просто уникально.
4. Леший ведёт семейный образ жизни, и за детёнышем должна была прийти самка, а не другой самец.
5. Пропажа головы медведя, вероятно, навеяна рассказами о медвежьем культе у аборигенов Сибири, а учитывая год и источник сообщения, можно подозревать очередную» газетную «страшилку» эпохи перестройки с религиозным уклоном в сторону мистики и шаманизма.
6. Собственно само сообщение не содержит никаких анатомических деталей и, поэтому, не поддаѐтся анализу. Особенно большие сомнения возникают в этой связи с почти полным отсутствием конкретики и наоборот, присутствием общих слов типа «огромный»», «великан», «гигант». Не указан даже рост ни одного из трёх экземпляров.
7. Совершенно неясна фраза о пропаже лабаза, притом, что само мясо медведя осталось не тронутым. Надо понимать, что таѐжный лабаз, в данном случае, это просто настил на ветках дерева для временного сбережения мяса от расхищения животными — медведями, волками, лисами, росомахами, воронами, кукшами и т.д.
Создаётся впечатление, что корреспондент с самим С______ и не разговаривал, а излагает события в пересказе с чьих-то слов, сам не понимая многого.
8. В пользу реальности самого события говорит рискованная ночѐвка одинокого охотника рядом с телами лешего и медведя. Очевидно, что всѐ светлое время у охотника ушло на разделку туши медведя и устройство временного таѐжного лабаза на ветвях дерева. Идти куда-либо в наступившей темноте было уже невозможно.
9. Очевидно, голова медведя была отделена и брошена на месте ещё охотником, при разделке туши, а второй леший (или скорее лешачиха) забрал еѐ просто как пищу.
9. Вероятно, такая история была, но информация нуждается в тщательной проверке.

№ 901.

Рассказ пастуха В. Б______ Омская обл.

«Было это в 11 вечера, на дойке, километрах в пяти от деревни, у леса. Загнал я коров в загон, привязал лошадь, стал готовить дровишки в избушку. И тут как-то не по себе стало: почувствовал необъяснимую тревогу, страх.

Что, думаю, за ерунда? Начал оглядываться. Поднял глаза, и ноги прямо ватными сделались. Смотрю, а по крыше загона идёт белый человек. И подпрыгивает. Сам высокий такой и вида жуткого – словно марлей обтянут, но не очень плотно. Спрыгнул он, значит, с крыши и уселся на бочку с водой. А на меня ноль внимания. Тут я позабыл и про коня, и про всё другое – со всех ног в деревню кинулся.

Под утро вернулся с ребятами – ничего не тронуто. Конь на месте». Тавризский р-н, д. Журавлѐвка. В. Б_____

№ 902.

Рассказ рабочего К_____ Омская обл.

«…. Да мы его все видели. Когда опомнились, подумали: «может из наших кто шалит?». Нет, все были на месте. Да и не сыскать у нас такого прыткого. Мы его на мотоциклах еле догнали. Подъезжали, помню, метров на пятнадцать, включали фары. Ближе страшно. Высокий, здоровый такой «дух», Прыгает с места на четыре метра. Один раз кувыркнулся на поляне,выл почти по-волчьи.

Бегали за ним дней пять. Уже поговаривать стали – бабахнуть, что ли, по «приведению» из ружья, и все дела. Но на такое, однако, никто не отважился – живой ведь и вроде человек».

Тавризский р-н, д. Журавлѐвка. А. К_____

Центральная Азия

№ 903.

Из письма учительницы, 29 лет, Вост. Казахстан

«Смолинскому семинару. Уважаемые товарищи!

Мы живём в Восточном Казахстане, среди Калбинских хребтов.

Наша область самая оригинальная в Казахстане. У нас почти одни горы, покрытые непроходимыми лесами, много озёр и рек.

Наше село расположено недалеко от живописного озера Шыбынды-Куль. Село называется Верхняя Таинта.

Я хотела написать о некоторых странных рассказах моих односельчан, которые меня очень волнуют и не могут оставить равнодушной.

Когда я ещё училась в школе, наш учитель истории часто рассказывал нам удивительную историю.

1. Он говорил, что никак не может понять одну вещь. Он, еще, будучи подростком (это середина 50-х годов), был с мальчиками в горах, ходили за голубикой. Наши горы покрыты густой растительностью, очень богаты всякими ягодами.

И вдруг эти мальчики увидели, что с горы спускается чёрное волосатое существо, опирающееся на толстую палку. Кто-то крикнул: «Медведь!» и все побежали. Дома сказали, что близко видели медведя. Наш учитель до сих пор поражается, почему этот медведь шёл прямо и, главное, в руке была палка.

2. И ещё случай, который до сих пор меня волнует: В 1968 году двое мужчин из нашего села на далёком покосе видели «гориллу».

Так они рассказывали, придя в село. Они рассказывали, что сначала обнаружили какие-то странные большие следы, не виданные до этого. Потом пошли искать родник, чтобы попить. Вдруг они увидели, что возле родника сидела большая «горилла». Эти мужчины, конечно, не посмели долго на неё глядеть.

Тут же, почти в беспамятстве, они побежали и поспешили оттуда уехать. Когда я слышала их рассказ, сразу подумала, ведь у нас гориллы вообще не водятся. Но спутать с медведем они тоже не могли.

Медведь в наших краях не редкость. Охотники их часто привозят в село. Все мы ходим в лес по ягоды, и медвежьи следы все знают прекрасно. А вот горилла известна этим мужчинам только по картинкам, потому что зоопарка нет даже в нашем областном центре Усть Каменогорске.

Значит, эти мужчины действительно видели что-то похожее на гориллу. Эти мужчины до сих пор живут и работают в селе, можно было бы подробнее опросить их. Им сейчас где-то 57-59 лет.

3. В те же годы мой одноклассник рассказывал, что его брат (пасечник) видел тоже в горах волосатое существо, которое ходило прямо.

4. В 1967 году повариха бригады косарей была сильно напугана ночью. Бригада кончила в том месте работу и переехала в другое место к вечеру. А повариха осталась со своим сыном – подростком в прежнем стане, потому что все запасы и продукты бригады ещё оставались там.

За поварихой утром должна была приехать машина. Они спали в палатке и ничего не боялись, оставшись одни около леса, люди привыкшие. Но ночью эта женщина проснулась, почувствовав, что кто-то ходит. Разбудила сына, прислушались. Действительно, кто-то ходит вокруг палатки, даже несколько раз потрогал её. Схватив топор. Они с криком выбежали из палатки. Тут они увидели, что кто-то быстро удаляется в сторону леса.

Этот «кто-то» совсем не было похоже на четвероногое животное. После этого поварихе пришлось ночью, вместе с сыном, пешком идти на новый стан бригады.

Вообще, если бы опросить наших чабанов, табунщиков, пасечников, охотников, да и других жителей (сельских) нашей местности, то они могли бы рассказать многое, действительно заслуживающее внимания.

В нашей области есть ещё более глухие и отдалённые районы. Провести бы опрос населения там. Если бы организовали экспедицию по нашим горам, то, я думаю, обязательно нашли бы что-то интересное. Я постоянно читаю все статьи, которые печатаются в «Комсомольской правде» по проблеме реликтового гоминида. Очень верю, что «его» скоро обязательно найдут. Только нужно очень постараться, чтобы им не причинить никакого вреда».

493233, Восточно-Казахстанская область, Письмо рукописное, без подписи и даты

Дата на штемпеле письма – 22-05-81. Уланский район, с. Верхняя Таинта,

№ 904.

Рассказ Сергея Владимировича А_____. Восточный Казахстан

«В 50-60 годах мы жили на окраине г. Электрогорска в Восточном Казахстане.

Наш дом был с высокой крышей и большим слуховым окном. Как-то раз мы с группой ребят возвращались откуда-то и увидели, выглядывающую из этого окна большую голову какого-то волосатого человека.

Деталей через 30 лет я не помню, но на всю жизнь осталось ощущение панического страха, охватившего нас при виде этой страшной лохматой головы. Мы проводили всё свободное время в тайге, где не раз встречались с медведем, и с волком, но такого страха мы никогда ни до этого случая, ни после, не испытывали.

Это произошло в 1960 или 1961 году, летом. Мы часто бывали тогда в тайге и в горах и сейчас вспоминаются какие-то необычные происшествия.

Например, не раз кто-то пугал наших лошадей, причём вели они себя не так, как, когда поблизости бродит волк или медведь. Но мы тогда поисками причин таких явлений не занимались. Успокоили лошадей и ладно». г. Коломна, 1989 г.

№ 905.

Сообщение Д_____ Э.Б. В. Казахстан

Когда всей семьёй ехали на машине, то на пыльной дороге увидели удививший их след, который пересекал дорогу. Они его зарисовали и прислали его писателю М.Д. Звереву, опубликовавшему в «Ленинской смене» (№ 1 за 1980 г.) статью о «снежном человеке» в Казахстане.

Без номера, т.к. опубликовано ранее. Тянь-Шань (Из письма в редакцию журнала «Знание — Сила» О.А. Лушникова).

«В 10-м номере вашего журнала я прочитал статью о первобытном человеке из Калифорнии, которая меня очень заинтересовала. Этим летом на северном Тянь-Шане я в течение нескольких секунд видел точно такую же фигуру. Поэтому меня интересует. Есть ли какая-нибудь организация или даже отдельные лица, которые собирают сведения о «снежных» людях, куда бы я мог подробнее написать о моей встрече».

О.А. Л______, 13 декабря 1968 г. Само сообщение О.А. Л______ см. в Вып. № 8, № 395, сайт Alamas.ru

На сегодня думаю хватит. Завтра продолжим читать свидетельские показания из Средней Азии.

Подписывайтесь и ставьте лайки. Заранее спасибо и хорошего дня.