В декабре 1991 года американский посол в Москве Роберт Страусс был неожиданно приглашён в знаменитое здание на Лубянке. Повод для встречи оказался более чем удивительным: мужчине вручили большой фотоальбом. Внешне он почти не отличался от «семейных». Однако внутри были кадры совершенно иного рода. По большей части – снимки с установленной в здании на ул. Чайковского прослушкой…
Свидетели тех событий вспоминали, что посол был явно удивлён и озадачен. Рождественский презент от завершавшего своё существование Советского Союза удался.
«Шаг навстречу», который в Штатах не оценили
Председатель советской Межреспубликанской службы безопасности Вадим Бакатин, с подачи которого и случилась передача информации, считал это решение «проявлением доброй воли», «шагом навстречу» США и протянутой рукой.
Рука, однако, повисла в воздухе: американцы приняли все секреты, но в ответ ничего аналогичного российской стороне не передали. Хотя, по негласному этикету, должны были «расплатиться», что называется, баш на баш.
«Американцы о такой аппаратуре даже не знали»
Для работников и ветеранов отечественных спецслужб эта новость стала громом среди ясного неба: Штаты получили полную информацию о том, где в их апартаментах была расположена шпионская техника. Знающие люди утверждали, что аппаратура была действительно новейшей – коллеги в Штатах о такой даже не знали. Устройства могли благополучно проработать не одно десятилетие, оставаясь незамеченными.
Кстати, их разработка велась с начала 1970-х. Мини-приборы (размером с булавочную головку) маскировались под строительные материалы. Например, это могла быть малюсенькая горошина в каком-нибудь из кирпичей.
То самое здание на улице Чайковского
Строительство здания посольства началось в конце 1970-х. Однако потом процесс остановили, а возобновили уже после того, как американцы получили полную информацию о «прослушке». При этом часть объекта, несмотря на то, что все устройства ликвидировали, решили вообще снести. А для строительных работ привлекли мастеров из третьих стран, неуважительно отказавшись от услуг россиян.
«Расчистили завалы», понимаешь…
Вадим Бакатин позже писал, что передача данных должна была стать важным моментом в «расчистке завалов» в отношениях двух держав. Информацию, доставшуюся американцам, Вадим Викторович называл ничтожными сведениями о морально устаревшем оборудовании.
Впрочем, специалисты говорят, что это не так. Система была совершенна. Дело в том, что никаких «жучков» в классическом виде в здании не было. В качестве «ушей» должны были выступать сами стены – конструкции и использованные в работе материалы.
Как сложилась судьба Вадима Бакатина
После завершения работы в министерстве Бакатин оставил политику. Ушёл в середине 1990-х в бизнес. Работал консультантом в крупной компании, занимающейся управлением инвестициями. Писал книги, в которых рассказывал и о событиях 1990-х. Вадим Викторович отмечал, что «ни в чём не виноват перед Родиной» и заявлял о «презрении к клеветникам».
Как принималось решение о передаче секретов
Вадим Бакатин также поделился, что идея передачи информации американцам возникла в сентябре 1991 года. Для начала инициативу он согласовал с советским лидером Михаилом Горбачёвым. Далее последовало «добро» от российского президента Бориса Ельцина и министров иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе и Андрея Козырева.
По информации телеканала «Звезда», передача данных случилась в здании на Лубянке. Хотя в Сети можно встретить информацию о том, что всё происходило во время очередного приёма в посольстве Штатов, на который был приглашён Бакатин. Однако факт остаётся фактом: Страусс, получал чертежи и фото, раскрыв рот от удивления.
Кстати, после анализа полученных схем и снимков, эксперты в США назвали созданную в Союзе систему одной из самых сложных и качественных разработок в мире, а её создателю предложили работу в Америке. Однако мужчина отказался – выставил гостей, заявив, что Родину не предаёт.