1222-1223 годы. Италия
Год 1222-й запомнился жителям Европы своими природными катаклизмами. Особенно пострадала Италия.
А началось все 11 января - в городе Кёльн сильное землетрясение в первом часу дня перепугало местных жителей. Но, по-видимому, обошлось без жертв, по крайней мере источники о жертвах не собщают.
15 августа по небу прошла комета с огромным огненным хвостом, что изумило и привело в трепет верующих и тех, кто эту комету наблюдал.
Многие суеверные люди говорили, что эта комета предвестник будущих бед.
И словно, в подтверждение их слов, весь сентябрь Италию заливали дожди. Вода затопила многие виноградники и селения. Часть домов оказалась разрушенными из-за наводнения, вызванного ливнями.
В ноябре многих напугало необычное затмение луны. По словам современников события «луна стала словно мёртвой и не сияла». И вновь суеверные люди начали говорить, что это предвещает новые беды. Те, кто потрусливее, спешно заторопились в церкви, надеясь своими подношениями и дарами отвратить от себя возможные беды.
В воскресенье 25 декабря в шестом часу, когда множество прихожан слушали воскресную проповедь, произошло то, чего так долго ждали.
На Италию обрушилось сильнейшее землетрясение. Особенно пострадали Ломбардия и Тоскана. Рухнули многие церкви, в которых погибли и священники и прихожане.
Разваливались дома, летели вниз верхушки гор.
В Риме с неба из туч сыпалась земля.
Сильнее всех пострадал город Брешия, который был разрушен практически до основания. По словам очевидцев, на город летели обломки скал с соседних гор, погребая под собой людей и строения. Много жителей города погибло при этом. Город завалило обломками скал почти полностью.
Уцелевшее население Брешии в панике бежало из города, и последующие недели жило в палатках. Наблюдали со стороны, как трясет остатки стен и домов их родного города.
А так как в течение двух недель Ломбардию и Тоскану трясло по два раза в день, то, как пишет современник, жители Брешии так к нему привыкли, что наблюдая из своих палаток, разбитых за городом как «падала кровля с какой-нибудь башни или дома, они громко смеялись».
Хронист Салимбене из Пармы, который был в дни землетрясения еще младенцем, рассказывал, что когда началось землетрясение в Парме, его мать, имевшая трех маленьких детей, схватила под мышки двух дочерей и бежала в дом своего отца, бросив самого Салимбене в колыбели одного.
Когда с возрастом Садимбене начал выяснять у матери, почему она спасала именно дочерей, а не его, хотя о мужчинах и детях мужского пола положено заботиться больше, чем о детях женского пола, мать ответила, что нести дочерей ей было удобнее, так как они были побольше, чем Салимбене.
Смотри также: Битва за Русь
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.