Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

О СОВРЕМЕННЫХ СТИХАХ, ПРИПИСЫВАЕМЫХ БОРИСУ ПАСТЕРНАКУ

.
К сожалению, в наши дни в интернете можно встретить стихи приписываемые Борису Пастернаку, )два их них, из числа наиболее популярных приведу ниже, и объясню, почему это не Пастернак. Остановлюсь на первом стихотворении.
*
Так любить, чтоб замирало сердце,

.

К сожалению, в наши дни в интернете можно встретить стихи приписываемые Борису Пастернаку, )два их них, из числа наиболее популярных приведу ниже, и объясню, почему это не Пастернак. Остановлюсь на первом стихотворении.

*

Так любить, чтоб замирало сердце,
Чтобы каждый вздох - как в первый раз,
Чтоб душою только отогреться
У огня любимых, милых глаз.
Так любить, чтоб за минуту счастья
Можно было жизнь свою отдать,
Чтобы, несмотря на все ненастья,
Все равно надеяться и ждать.
Чтобы каждый взгляд - как откровение,
Каждый поцелуй- как Божий дар.
Чтобы и волос прикосновение
В сердце разжигало бы пожар.
Так любить, чтоб каждое желание
Воплощалось в жизнь.
И их - не счесть ...
Чтобы каждый день, как заклинание
Повторять : Спасибо, что ты есть ...

(якобы, Борис Пастернак)

ПОЧЕМУ, ЭТИ СТИХИ НЕ НАПИСАНЫ БОРИСОМ ПАСТЕРНАКОМ

.

.

Эти стихи, приведенные выше, точно, не Борис Пастернак. Борис Пастернак никогда не писал таких посредственных стихов. Ни то что бы Пастернак, Рубцов бы таких стихов не написал , и даже самый средний поэт эпохи СССР ... Эти стихи написал кто -то из современных авторов , вероятно из юных. Но зачем нужно было приписывать эти стихи классику непонятно. Эти стихи даже подделкой не назовешь, как трудно например, алюминий выдать за золото, или бутылочное стекло за бриллиант. Пастернак, любящий сложную рифму, работающую на согласных, а не на гласных, никогда бы не срифмовал "ненастья и счастья" , "отдать и ждать", "желание и заклинание". Не написал бы он и эту банальность, "что бы каждый вздох как первый раз" . Наверное, такие стихи приписывают классикам, по той причине, что они бы потерялись, их бы никто не заметил, без имени Пастернака. Если б мог только знать бедный Пастернак, какая ему достанется роль, спасать своим славным именем неказистых поэтов, в эпоху интернета.

ПОЧЕМУ, И СТИХИ НИЖЕ - НЕ НАПИСАНЫ ПАСТЕРНАКОМ

.

.

И эти стихи, (под которыми в интернете часто стоит имя Пастернака) точно не Пастернак...Пастернак бы не срифмовал "звезда и добра" , "словом и с любовью". И главное, не стал бы христианские вечные истины принижать банальным выражением, а нашел бы, более райские слова, более неожиданные или во всяком случае, не стандартные поэтические аргументы Поэзия не может учить, (повторяя прописные истины в рифму) а может лишь удивлять. Странно и то, что ни первое ни второе стихотворение даже не назовешь подражанием Пастернаку. Что бы Пастернаку подражать, его нужно хотя бы любить. А что бы его стихи любить, необходимо хотя бы, Пастернака читать, быть знакомым с принципами пастернаковского стихосложения. При этом, я не против подделок, если они выполнены хотя бы хорошо, и имеют какое то сходство с оригиналом. Хорошая подделка как минимум предполагает любовь и труд, и как минимум понимание ценности оригинала или его автора. Увы, это начисто отсутствует в стихах ниже .

*



Учись прoщaть, мoлись за oбижaющих,
Злo пoбeждай лучoм дoбра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

(якобы, Борис Пастернак)

-2

ПОЧЕМУ ПРИЯТНО ЧИТАТЬ СТИХИ ПАСТЕРНАКА

.

.

.
Как приятно, что стихи о Шопене и вправду написал Пастернак, на фоне того, как часто за Пастернака выдают совершенно левые стихи, к тому же посредственно, или плохо написанные... А это вот чистый Пастернак. Восторженный и глуповатый, и даже пафосный, (понимаешь, как в сущности Андрей Вознесенский много от Пастернака взял), но при этом и красивый, и гениальный , и в самой своей пастернаковской косности точный ... Именно, "На звезды смотрит прошлый век". Так один Пастернак бы и сказал о Шопене. "Опять Шопен не ищет выгод," так бы "по маяковски", лишь Пастернак мог начать. Это сказано , (может быть) немного неуклюже, но и энергично, или во всяком случае это интригующе. На самом деле, Борис Пастернак писал стихи по лошадиному . Это, лирический галоп дождя, нарастание гула, это цоканье его рифм , согласных, и ритмических ударений, это разгоняющийся восторг любви, но это в конце концов красивый прыжок над пропастью - через два века, там, где другой поэт просто шлепнулся бы в болото. За это и можно любить поэзию, и лирического героя Пастернака.



х х х

.

Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.

Задворки с выломанным лазом,
Хибарки с паклей по бортам.
Два клена в ряд, за третьим, разом —
Соседней Рейтарской квартал.

Весь день внимают клены детям,
Когда ж мы ночью лампу жжем
И листья, как салфетки, метим,
Крошатся огненным дождем.

Тогда, насквозь проколобродив
Штыками белых пирамид,
В шатрах каштановых напротив
Из окон музыка гремит.

Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век.

Как бьют тогда в его сонате,
Качая маятник громад,
Часы разъездов и занятий,
И снов без смерти и фермат!

Итак, опять из-под акаций
Под экипажи парижан?
Опять бежать и спотыкаться,
Как жизни тряский дилижанс?

Опять трубить, и гнать, и звякать,
И, мякоть в кровь поря, — опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать?

Опять в сырую ночь в мальпосте
Проездом в гости из гостей
Подслушать пенье на погосте
Колес, и листьев, и костей.

В конце ж, как женщина, отпрянув
И чудом сдерживая прыть
Впотьмах приставших горлопанов,
Распятьем фортепьян застыть?

А век спустя, в самозащите
Задев за белые цветы,
Разбить о плиты общежитий
Плиту крылатой правоты.

Опять? И, посвятив соцветьям
Рояля гулкий ритуал,
Всем девятнадцатым столетьем
Упасть на старый тротуар.

Борис Пастернак, 1931

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОТНОШЕНИЯМ К ПОДДЕЛКАМ


.

.

Что еще сказать, к словам выше? Говоря о моем отношении к подделкам, честно говоря я не отношусь к ним плохо, если подделка предполагает мастерство, а так же любовь к автору, или к оригиналу. Любовь не обязательно может быть святой, но где есть любовь, там ни то что бы нет , греха, но греха уже меньше. Грех подделывать добро, для корыстных целей... Например подделывать лекарства - страшный грех. Я согласился бы с Деррида, который писал, что если копия подразумевают оригинал, (а оригинал копию) значит копия в какой то мере первичнее оригинала , и значит, как таковых оригиналов не существует. В этой мысли есть здравое зерно. Даже христианский космос - это мир аналогий, а иначе в нем не было бы любви, (предшествующей всему.)Хотя , невозможно подделать звезды, или живую лошадь. Говоря же об искусстве, хорошая подделка предполагает и талант, а не только мастерство. В какой то мере, хорошая подделка даже ответственнее чистого творчества. Но я против плохих подделок, в которых есть одна ложь, и нет любви.

.

-3

В КАЧЕСТВЕ ЗАВЕРШЕНИЯ НЕБОЛЬШОГО ОЧЕРКА

.

.

Больше всего, мне запомнилось одно место из одного старого советского фильма, (это был фильм ТАСС уполномочен заявить), в котором один человек рассказывая о своем знакомом, очень талантливом художнике поведал, как один раз художник показал ему чью то подделку под икону Богородицы 16 века... При этом подделку высокохудожественную. На вопрос же человека, почему бы тебе самому не подделывать иконы , с твоим то врожденным даром , художник достал спрятанный оригинал поставив его рядом с копией. И сказал примерно так, разве ты сам не ощущаешь, как подделка просто блекнет на фоне оригинала? Художник 16 века писал Богородицу с глубокой верой в Нее, и в Христа. Откуда я возьму такую святую веру в Бога, и такую любовь? Это интересные и пожалуй, точные слова., говоря о самом высоком что может быть в искусстве, об иконе. На этом примере и завершу.