Найти тему
Александр Орлов

Золото Сибири: люди и легенды

Было у меня несколько названий для этих заметок о сибиряках и Сибири, изначально разрозненных. Пришло время собрать вместе, объединить в книжку и вот я, небольшой мастер заголовков, долго мучился, как назвать её.

Так пороха и не придумал. Решил поставить пока тот, что вы видите в заглавии. Не такой и хайповый по нынешним временам, зато объединяющий. Вот пусть и стоит.

Чтоб на фоне сибирского золота, нефти, газа и всех других природных богатств, не забывалось в любезном Отечестве, главное богатство Сибири - люди, сибиряки.

А начать следует с того, пожалуй, как сначала у Строгановых, а позже и у самой Москвы, надежды на безбедное будущее начинались с Сибири. Вообще, в истории России было два настоящих прорыва. Это в годы советской власти - освоение человеком космоса и в 16-17 веках - освоение Сибири.

Про прирастать Сибирью ещё Ломоносов сказал. До сих пор Россия, опять-таки мое мнение, Сибирью и жива. Выживает, якорь своей надежности имеет в виде неё.

А в 16 веке бедствующей Российской казне просто позарез были нужны серебро и злато. Новый век, заморская торговля, западные земли – от Стокгольма до Лондона – всюду были, оказывается, в большой цене. Без злата и серебра не жить, ни воевать толком. А из Сибири по Руси давно сказки шли, от которых голова кружилась. Будто дно рек там блестит серебром, а берега светят золотом. А тамошние богдыханы со злата-серебра едят и в шитых ими кафтанах ходят.

Наказы экспедициям за Урал-Камень это и требовали - искать те самые земли богатые, устанавливать с золотыми богдыханами тесную дружбу, да и самим золотой и серебряный поиск вести пристально.

Еще в 1608 году по указу Василия Шуйского отряд томских казаков отправился на поиски «Алтын-царя мугальского». Слухи ходили, что в его чумах и юртах все в золоте. Да где самого этого Алтына искать не знали. Тунгусы в разные стороны показывали. То, дескать, в низовьях Лены Алтын-царь обитает, то южнее Ламы-озера, то есть Байкала. Курбат Иванов, кстати, к Байкалу тоже ведь не только ради пейзажных красот ходил. Все атаманы и воеводы Сибирские на «золотой звон» уха востро держали.

Но звон-то звон, а на деле получалось не лучше, чем у Якова Хрипунова, жизнь положившего за "три серебряных горы" князца Окуня. Ходила по Москве тогда легенда, что помимо царя Алтына живет еще на сибирских речках такой Князев Окунь. И две горы у него - одна серебряная, вторая золотая. И когда ему те или иные деньги нужны, он молотком от той или иной горы кусочки откалывает.

Искали и Алтына и Окуня, а как же! Экспедиции посылали. Правда, всё бестолку. Повезло разве что в конце 17 века землепроходцу Федору Пущину, который на Аргуни заложил первое зимовье, но это мы вперед забегаем…

А пока служилые люди и охотники искали царя-Алтына. Надо сказать, что Алтын – даже не имя собственное. Собирательное, сказочное имя. О нем Москве напел в 1616 году тарский атаман Василий Тюменец. И другое имя ещё приводил. Как его самого золотой царь Кунканчей принимал со знаками почета и уважения.

Тюменец доносил в Казанский приказ: «И как мы, холопи твои государевы, пришли к Золотому царю Кунканчею в улусы, и против нас, холопей, Золотой царь выслал встречать большево князя царевича Калтайтечю с луччими мурзы, и корм нам и питье выслал по своей вере, и велел нам поставить особную избу поблизку собя». В «избе» той, дескать, отдохнули с дороги казачки. А путь прошли немалый. Вышли из Томска, спускались по Томи, через Шорские хребты перевалили, верхнее течение реки Абакан оседлали, дальше шли через земли минусинских татар, перепрыгнули через Саяны. «А из Саянские земли шли оне до Матцкие земли 8 ден, и места были ровные, меж гор же, а горы были им по сторонам».

А наутро Алтын-царь «велел нас взять к собе на очи… И мы, холопи твои государевы, - сообщает Тюменец. - Титлу перед Золотым царем вычли, и царское величество возвышали, и про иные цари и про царевичи и про короли и про королевичи, которые государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси служат, сказывали»…

Золотой царь Кунканчей шапку «привзнял», и мурзы его шапки сняли. И Золотой царь сказал, что он рад будет служить великому Белому царю и идти под его высокую руку. А сам он был «в золотном отласе», его сын – «в золотной камке», а мурзы были «в цветном платье»…

Все приметили казаки! И принесли царские дары Алтыну, и тот дары принял, и сам отдарился. Но не серебряными, не золотыми подарками. А только соболями и прочей пушниной, которая и без того уже у России имелась.

И выяснилось, что не так уж и богат Алтын-царь. Что нет у него особо ни серебра, ни злата. А то шитье золотое, какое есть, не его, а из Китайской земли.

Всего и золота, что шитье по вороту.

Так рухнул в глазах русских золотой миф о царе Алтыне. Сам Алтын-царь был рад ухватиться за дружбу с Белым царем. В дальнейшем Кунканчей и его преемники слали в Москву свои посольства, дарили меха, шкуры тигров, барсов, рысей да соболей, и призывали строить крепость на реке Кем. А заодно просили прислать «десять туменов конных ратников», чтоб вместе на Китай напасть.

Царь-батюшка Михал Федорович отдаривался. А война с Китаем не прельщала его. Из подарков же мунгальских более других ему поглянулась сушеная трава, которую в 1638 году на Москву привез русский посол боярин Василий Старков.

Это чай был. Три пуда. Жалко только, что быстро кончился...

(На этом прервемся ненадолго. Продолжение следует)

Буду рад отзывам.

глава 2, глава 3, глава 4, глава 5

Сибирские россыпи
Сибирские россыпи