Найти тему
Portraiser Art

Рога – признак духовности

Жан-Леон Жером, «Вакханка» 1853
Жан-Леон Жером, «Вакханка» 1853

Есть люди, которые чувствуют и видят суть. У них есть такие усики, которыми они улавливают, куда им двигаться. Усики или антенки. Это то, как можно показать связь с небесами, высшее зрение, мол, у человека такие антенки на голове, он идет и видит ими, а не только глазами. Как же эти антенки изображали на картинках и скульптурах?

О, на помощь нам приходит Моисей со своими рогами.

Рога?!

Да, посмотрите на скульптуру Микеланджело. Кажется, в ней образовалась некоторая скабрезность. Прямо на голове у порока… как бы это сказать… рога. Только они очень похожи на что-то другое, то ли на раздвоенные гениталии, то ли на несколько вялую «козу». Что же случилось с великим курьером скрижалей?

Скульптура Микеланджело «Моисей»
Скульптура Микеланджело «Моисей»

Интересно, что очень долго в эту скульптуру всматривался Фрейд. Он даже не выдержал и написал эссе, которое так и называется: «"Моисей" Микеланджело» (1914). Только там про рога почти ничего нет, зато много о бороде, с которой пророк как бы играет. Почему рога Моисея были так обыденны для смотрящего?

О, дело в разнице языков. Когда Святой Иероним переводил текст Исхода с иврита на латынь, он увидел слово «карнайим» (קרניים), которое может означать и «рога», и «лучи». Ему больше понравился первый вариант, так что получилось «лицо его было рогато» (вместо «сияло лучами»).

Так и сошел пророк с горы Синай, неся скрижали и маленькие рожки на голове. В дальнейших переводах Библии эта трактовка была изменена, но Микеланджело пользовался переводом Иеронима (так называемой Вульгатой) и высек пророка точно по тексту. Рогатый Моисей успел попасть на картины, фрески, в манускрипты. Например, он чрезвычайно рогат на витражах Сент-Шапель в Париже. И много еще где.

Но, подождите, ведь рога – это знак… Правильно, Люцифера. Потому не все решались изобразить рога козлиные или раскидистые, но что-то среднее, к примеру, световые рога или те самые антенки. Вот, например.

Псалтырь (между 1495 и 1498 годами)
Псалтырь (между 1495 и 1498 годами)
Похоже на заячьи ушки, не так ли?  «Моисей», работа Андреа Бонайути (1333–1392)
Похоже на заячьи ушки, не так ли? «Моисей», работа Андреа Бонайути (1333–1392)

Это хороший пример «упс», из которых строится наша история, а также того, что неважно, что у вас на голове – лучи, рога или просто волосы, главное, оставаться в контакте с небесами.