В декабре 1941 г. почти 80 лет назад в битве за Москву наступил перелом. Немецкие войска выдохлись. На всей 700 километровой линии фронта наступила пауза. Дождавшись этого момента, наши войска начали контрнаступление. Первыми 5 декабря 1941 г. перешли в наступление войска Калининского фронта (командующий Конев), они форсировали Волгу и в результате боя захватили плацдарм юго-восточнее Калинина (в районе Эммаус, Семеновское) протяжением 5–6 км по фронту и около 3 км в глубину. В дальнейшем наши войска в Калининском районе отражали контратаки противника, а затем преодолевали сопротивление врага и продвигались на правом берегу реки Волга южнее и юго-восточнее города
Следом за ними 6 декабря 1941 г. начали наступление войска Западного фронта (командующий Жуков) Всего на Западном фронте Красной Армии было около 380 000 бойцов, 1935 полевых орудий, 550 танков, 750 самолетов. Боевой состав противника составлял 240 000 солдат, 1700 полевых орудий, 900 танков, 600 самолетов. Таким образом, войска Западного фронта имели общее полуторное превосходство над противником в количестве бойцов (в живой силе), почти равенство в артиллерии, уступали в количестве танков и несколько превосходили в количестве самолетов. Ставка собрала все что можно и обеспечила небольшое преимущество наших войск. Конечно, помогло то, что немцы устали, попросту выдохлись, ну и, конечно, генерал Мороз сыграл свою роль, но в наступление по теории не переходят, не имея значительного численного перевеса. В нашем же случае перевес у наших войск был в силе духа и желании освободить свою землю от пришельцев.
Юго-Западный фронт ( командующий Тимошенко) начал наступление 6 декабря своим правым крылом и успешно провел контрудар по немецкой группировке, захватившей город Елец. Линия фронта шла от Куркино на Ефремов и Елец (оба пункта оставались на стороне противника) и далее к югу. К 9 декабря наши войска, развивая контрнаступление на елецком направлении, нанесли поражение двум немецким дивизиям и заняли город Елец. В последующем правое крыло Юго-Западного фронта преследовало разбитые части противника в направлении на Верховье и Ливны. Севернее развернулись наши наступательные бои на ефремовском направлении, где наши войска продвигались вперед. В дальнейшем наше движение в декабре удалось осуществить главным образом на правом фланге, в направлении на Чернь, в связи с успешным наступлением левого крыла Западного фронта. Таким образом, Юго-Западный фронт, в соответствии с общим ходом событий, также продвигал свое правое крыло на запад, но все же несколько отставал и находился на уступе по отношению к левому флангу Западного фронта
Всего же наши войска в результате декабрьского контрнаступления, преодолевая сопротивление противника, продвинулись на 70–100 км, достигнув к 20 декабря рубежа рек Лама, Руза, где встретили организованную оборону немцев. Попытки наших армий с ходу прорвать оборону противника существенных результатов не дали, наши войска вынуждены были приостановиться перед этим укрепленным рубежом. Рубеж рек Лама, Руза явился для армий правого крыла серьезным препятствием, которое потребовало вначале проведения ряда частных боев (с 20 по 25 декабря) для улучшения своего положения, а затем организации тщательной подготовки к прорыву оборонительной полосы противника.
Таким образом, в результате декабрьского контрнаступления наших войск противник потерпел жестокое поражение. Обе его фланговые ударные группировки были разбиты и спешно отступали на запад. Однако их центр успешно сдерживал атаки войск РККА – ведь это были лучшие немецкие части, маршировавшие в свое время по многим европейским столицам, включая Париж, поэтому на северном крыле немцам удалось остановить наше наступление на укрепленном рубеже рек Лама и Руза, что привело к созданию Ржевского плацдарма. На юге же наши войска быстро форсировали Оку между Калугой и Белевом и, стремительно развивая свой удар, преследовали противника.
P.S. Мне пришла в голову интересная мысль. В битве за Москву участвовали на уровне командующих фронтами два недавних высших военноначальника: бывший главнокомандующий РККА маршал Тимошенко и бывший начальник Генерального штаба генерал армии Жуков. В этом сражении они под руководством Сталина и Шапошникова показали себя талантливыми командирами. По-видимому, должность командующего фронтом для этих персон и была их уровнем компетентности. А недавние их должности были их первым уровнем некомпетентности. Если это так, то получается, что Сталин виноват в том, что он назначил людей на должности выше их компетентности. И это, пожалуй, серьезная ошибка Сталина, как руководителя СССР. (Забегая вперед, скажу, что и должность командующего направлением для Тимошенко оказалось тоже уровнем некомпетентности, что он показал, командуя войсками в Харьковском сражении 1942 г.)