В английском языке есть два слова - “cute” и “cozy”, и хотя первое чаще применяется к человеку, именно они лучше всего характеризуют район Патриарших прудов. Он милый и уютный.
Несмотря на небольшой разрыв в голосовании (41% -за, 59% - против). Мое личное мнение - Хамовники никогда не станут вторыми Патриками. Хотя бы потому что:
- Хамовники - это Хамовники
- есть два исторических района в Москве, которые обособлены от территориального деления города. Патриаршие, которые входят в состав Пресненского административного округа, но все-таки это не Пресня, и район старого Арбата, который является частью Хамовников, но все-таки ни Хамовники
- Патриаршие - это район в районе, но прежде всего это - исторический центр, в 15 минутах от Кремля, органично окольцованный основными транспортными магистралями, дающими удобный выезд на все четыре стороны. Он имеет все шансы остаться таким, если редевелопмент разовьется из стадии сноса в стадию реконструкции с модернизацией, а люкс будет определяться ни количеством проданных квадратных метров и припаркованных денег, а комфортом и изначальным понятием роскоши, в который входят и правильные дверные ручки, и консьерж вместо охранника, и наличие зеленой зоны перед фасадом здания, и многое другое
- архитектура - это уникальный микс из исторических особняков и построек советского периода. Ограничение по высоте позволяет людям видеть небо, а не последние этажи высоток, а детям развивать воображение, может быть поэтому район так близок людям творческих профессий и тем, кто немного не такой как все. Практически каждое здание в районе Патриарших - это комфортная среда для жизни и бизнеса
- нежилые помещения первых этажей удобны для каждого вида бизнеса. Именно небольшие площади дают возможность широкого выбора витрин, так радующих глаз прохожих. Это красиво, в отличие от 8-12 метрового стекла в ТЦ, который порой оформлен скучно и безвкусно. Года четыре назад, мы с моим приятелем Ильей Тютенковым искали альтернативу Патрикам, перекрутили в голове и на языках все районы, но так и не нашли альтернативы Патриаршим. Что правда, то правда
- неповторимая атмосфера самого жилого района, которая безусловно меняется с каждым годом, как и сама Москва. Хотелось бы, чтобы вопрос шума и нецелевого использования клумб решался ни путем размещения автозаков на тротуарах, а повышением культурного уровня населения, начинающегося с воспитания дома, а также организацией цивильных общественных туалетов в доступном количестве
Как возникла идея голосования и зачем опять возвращаться к феномену изменения спроса на торговые помещения без прямой видимости с основных улиц и сомнительной доступностью, несмотря на близость к станциям метро? Все просто. Опрос и мое субъективное мнение - пересказ регулярных разговоров с моими клиентами, которые ищут ответы на вопросы:
- Почему ставки аренды не падают?
- Кто готов снимать помещения за такие деньги?
- Как предугадать, какой район может повторить успех Патриков - из малоликвидных помещений в локацию федерального значения, обязательным к посещению в одной линейке с ГУМ-ЦУМ-Детский Мир?
- Как будет меняться состав арендаторов и что будет с районом дальше?
- Где покупать помещения, чтобы не прогадать и успеть быть первым?
Мое субъективное экспертное мнение, формирующее ответы на вышеперечисленные вопросы:
- спрос рождает предложение. Патрики сегодня - это маркетинговая площадка для бизнеса федерального и международного уровня. Анализируя актуальные предложения формата 50-100 м2, могу озвучить максимальную ставку аренды, которая на сегодня составляет 175 000 рублей/м2 в год ( $2300/м2 в год). Падение ставок аренды произойдет только в том случае, если предложение превысит спрос, что сложно себе представить в ближайшей перспективе
- все, кто хочет заявить о себе и своем продукте. Хорошо ли рассчитывается бизнес модель? Нет, не всегда, и доказательство тому регулярные закрытия. Будет ли данный тренд продолжаться? Да, ведь Москва останется единственным городом России, в который люди и бизнес заинтересованы инвестировать время, силы, деньги, жизнь
- в принципе все районы мира развиваются по одному сценарию: дыра - богема - бизнес & деньги - модели & содержанки - народная любовь. Такова бизнес модель развития и популяризации локации. У нас все немного сложнее, потому что понятие "богема" на постсоветском пространстве звучит немного комично
- сильные ресторанные группы скорее всего сохранят свои локации, поскольку собственникам помещений проще продлевать договоры аренды, исключая провалы арендных поступлений из-за арендных каникул на ремонт и риск работы с непроверенным арендатором, который может закончится провалом. Частые смены арендаторов - экспериментаторов либо приведут к снижению общего уровня операторов (переход в масс маркет по аналогии с ул. Старый Арбат), либо заставят арендодателей усилить face control на стадии переговоров
- как и всегда работает золотое правило: location, location, location. Характеристики, определяющие выбор остаются неизменными: расположение, видимость, доступность, оптимальный формат, востребованный разными категориями арендаторов
Что же касается Хамовников, то каждый район должен иметь свою отличительную, уникальную особенность, в этом и есть своя прелесть сталинских неповторимых фасадов с панорамным остеклением, которые бы могли стать отличным местом для флагманов международных брендов.
Когда-то мне казалось, что Фрунзенская набережная могла бы стать идеальной локацией для экспансии люксовых брендов. Как красиво смотрелась бы витрина Louis Vuitton с палубы речного трамвая Radisson.