Найти тему

Темные паттерны: как интернет-ресурсы и современные сервисы вас обманывают

Оглавление

В современном мире люди повсеместно используют интернет-магазины, играют в видеоигры, смотрят фильмы или сериалы, используя веб-сервисы, пользуются информационными ресурсами или просто ищут определенную информацию в интернете, однако, мало кто задается вопросом: "Как эти сервисы пытаются обмануть своего пользователя?".

В проектировании дизайна лежат 10 основных правил, сформулированные Нильсеном, которым подчиняются большинство пользовательских интерфейсов.

1. Видимость статуса системы

Пользователь всегда должен понимать, что происходит. Задача системы — вовремя информировать пользователя о происходящем

2. Равенство между системой и реальным миром

Система должна говорить с пользователем на одном языке, без использования специфической терминологии. Информация должна быть представлена в логическом порядке.

3. Пользовательский контроль и свобода действий

Пользователь должен иметь возможность быстро исправить ошибку. Система должна поддерживать возможность отмены и повтора любого действия.

4. Последовательность и стандарты

Система должна быть однородна. Единство функций, обозначений и понятий в рамках всей системы.

5. Предотвращение ошибок

Предвидеть и устранить возможность совершения ошибок заранее — лучше, чем придумывать красивые и содержания сообщения об ошибках впоследствии.

6. Узнавание, а не воспоминание

Используйте узнаваемые обозначения, образы и сценарии. Не создавайте проблем пользователю, заставляя его думать, как правильно пользоваться системой.

7. Гибкость и удобство использования

Система должна быть одинаково удобна как для опытных, так и для неопытных пользователей. Проектируйте взаимодействие таким образом, чтобы пользователь сам мог выбрать комфортный режим использования системы.

8. Эстетика и минималистичный дизайн

Не перегружайте экран лишней информацией. На виду должны быть только нужные и полезные элементы, которые помогают пользователю в решении его задач.

9. Помощь в распознавании, диагностике и исправлении ошибок

Если пользователь что-то сделал не так — сообщите об ошибке и покажите, как ее исправить.

10. Помощь и документация

Даже если все просто — инструкция никогда не будет лишней.

Если человек, проектирующий дизайн намеренно нарушает эти правила проектируя интерфейс, этот интерфейс - темный паттерн. Цель такой манипуляции - заставить пользователя совершать не совсем выгодные для него действия. Подписаться на рассылку, купить премиум-версию программы вместо пробной, нажать на уведомление или приобрести очередной лутбокс в игре - все это следствие воздействия темных паттернов на человека.

Какие темные паттерны самые распространенные?

1. Принудительная подписка

Этот шаблон можно найти во многих сервисах на основе подписки, предлагающих бесплатную пробную версию. Когда пользователи подписываются на бесплатную пробную версию, их просят ввести данные их кредитной карты. Пробная версия заканчивается, с карты пользователя автоматически снимается определенная сумма, если он не забыл отказаться от подписки, при этом, в большинстве случаев, пользователя не уведомляют о снятии средств.

Усугубляет ситуацию то, что пользователям даже не предоставляется простого способа отменить подписку. Часто для отмены подписки пользователь вынужден звонить в офис или же отправлять запрос по обычной почте.

Звучит коварно? В этом и суть.

2. Заманить и подменить

Возможно, самым известным примером "заманить и подменить" является ошибочный подход Microsoft к тому, чтобы заставить людей обновить свои Windows OS до Windows 10. Вы намереваетесь сделать что-то одно, но вместо этого происходит другое, совсем не то, чего вы хотели.

Microsoft применили этот трюк, когда усердно продвигали Windows 10. В какой-то момент они предложили две кнопки: обновить сейчас или обновить сегодня вечером.

Скажем, вы не хотите устанавливать Windows 10, какую кнопку в этом случае нажать? После этого инцидента многие люди случайно установили Windows 10.

Это достаточно подло, но после стало еще хуже. В какой-то момент даже закрытие окна, предлагающего обновление, вызывало установку обновления. Поэтому многие установили Windows 10 лишь из-за этого, что было почти невозможно отказаться.

-2

3. Roach Motel

Этот паттерн назван в честь ловушки тараканов "Roach Motel".

Это происходит, когда сайт или приложение позволяют очень легко создать учетную запись (или подписаться), которую невероятно сложно потом удалить. Для удаления неожиданно запрашивают некоторые вопросы безопасности, старый пароль, который никто не помнит, и так далее.

Например, вы когда-нибудь пытались закрыть свою учетную запись Amazon? Это достаточно сложный процесс и большинство пользователей не смогут удалить свои учетные записи без помощи службы поддержки. Также это касается отмены премиум подписок.

Легко войти, но очень трудно выйти …

4. Тайна Цукерберга

Гарри Бригнулл назвал этот темный паттерн в честь генерального директора Facebook Марка Цукерберга. Проблема возникает, когда продукт собирает и передает больше информации о пользователях, чем они когда-либо собирались поделиться.

Тайна Цукерберга – это то, что заставляет пользователя делиться большим количеством личной информацией, чем он того хотел. Facebook делает управление конфиденциальностью общеизвестно сложным процессом. Информация о том, что компания может сделать с личной информацией пользователя, находится в "Условиях обслуживания", и почти никто не тратит время на ее чтение, а стоило бы.

5. Вопросы с уловкой

Заполняя форму, вы вынуждены дать ответ на вопрос, отвечать на который вам не хочется. Если долго не размышлять, то вопрос может показаться совсем невинным. Но если вы поймете, что он подразумевает, у вас не будет желания отвечать.

-3

Например, на сайте Currys.co.uk под формой стоят две галочки с двумя противоположными по значению предложениями.

6. Прокрасться в корзину

Вы пытаетесь что-то купить, но где-то в процессе покупки сайт забрасывает дополнительный товар в вашу корзину. Часто это либо раннее просмотренный, либо товар, отмеченный вами как "избранный".

7. Предотвращение сравнения цен

Продавец затрудняет вам сравнение цен товаров, поэтому вы не можете принять обоснованное решение.

8. Введение в заблуждение

Дизайн целенаправленно фокусирует ваше внимание на одной вещи, чтобы отвлечь от другой.

9. Скрытые расходы

Вы попадаете на последний этап процесса оформления заказа, но обнаруживаете, что появились неожиданные платежи, например, стоимость доставки, налог и так далее.

10. Пристыживание пользователя

Использования чувства вины пользователя или чувства собственного достоинства. Вариант отклонения сформулирован таким образом, чтобы пристыдить пользователя и принудить к принятию нужного компании решения.

11. Замаскированная реклама

Объявления замаскированные под другие виды контента или навигации, при нажатии на которые вы попадаете на другой сайт и так далее.

Так, на Softportal настоящая кнопка скачивания гораздо меньше рекламного баннера. Это смещает внимание пользователя от нужного элемента на странице и мешает решить задачу.

-4

12. Дружеский спам

Продукт запрашивает ваши права доступа к электронной почте или социальным сетям под предлогом, что он будет использоваться для желаемого результата (например, поиска друзей). Затем рассылает спам всем вашим контактам в сообщении, которое, как они утверждают, было прислано вами.

13. Скрытая стоимость

На последнем этапе оплаты за товар пользователю вдруг предлагают оплатить ещё небольшую сумму: комиссию, страховку или налог.

Например, РЖД автоматически добавляет страховку. Если не убрать галочку, можно случайно подтвердить и заплатить на 260 рублей больше.

-5

14. Смена фокуса

Внимание пользователя специально привлекают к постороннему объекту, чтобы отвлечь от главного.

На сайте австралийского лоукостера Jetstar.com после выбора рейса, вам по умолчанию предложат место на $5 дороже, чем такое же соседнее. Место так и называется "pre-selected", то есть «заранее выбранное». Выглядит как забота, но на самом деле нет.

-6