В сентябре по инициативе Общероссийского народного фронта пройдет всероссийский форум по вопросам здравоохранения. Активисты ОНФ, врачи и самое главное - пациенты со всех регионов страны будут обсуждать самые острые проблемы отрасли и пути решения.
Какие проблемы вятской медицины удалось вычленить?
С этим вопросом мы обратились к Андрею Черняеву. Он не только является членом регионального ОНФ, но и руководит Ассоциацией медиков региона и сам является главврачом Кировского клинико-диагностического центра. А значит, он знает ситуацию в медицине изнутри и может ее проанализировать.
- Проблем в здравоохранении очень много, - признался Андрей Вениаминович. - Чтобы выделить главное, у нас прошел общественный совет при министерстве здравоохранения Кировской области. На нем мы сформулировали порядка 20 самых актуальных проблем. Я расскажу о самых острых.
Проблема первая. Льготники
Первая проблема касается льготников. Суть ее в том, что у нас есть региональные и федеральные льготники, которые получают лекарства бесплатно за счет средств либо регионального, либо федерального бюджета. Но в 2005 году произошла так называемая монетизация льгот. До этого человек получал медикаменты в натуральном виде, а теперь ему дали право выбирать: брать лекарства или компенсацию. И большинство льготников выбрали деньги. Получать лекарства продолжили процентов 10 - 12 льготников. Это те люди, которые получают реально дорогостоящие лекарства, без которых человек просто не может жить, и стоимость их в десятки раз превышает размер денежной квоты на 1 льготника.
Помимо этого определенные нозологии мы обеспечиваем лекарствами за счет регионального бюджета. И вышло, что даже если человек отказался от лекарств по федеральной льготе, получает деньги, он перешел в региональную льготу и претендует вновь на выделение лекарств. А эти лекарства закупаются на средства скудного областного бюджета. Выделить достаточное количество денег региону очень сложно. При этом из года в год в регионе увеличивается количество закупаемых лекарств, но из-за того, что многие федеральные льготники перешли на региональный уровень, проблема стала просто неразрешимой: на региональном уровне денег меньше, чем на федеральном, а льготников становится больше. И возникает резонный вопрос: а может так быть, что у одного человека появляется две льготы по одним и тем же показаниям? Причем одну льготу человек получает деньгами, а вторую — лекарствами.
И отсюда ведь вытекает еще одна проблема: денег немного, на них закупается минимум лекарств, а что делать врачу с пациентами, которые вот сейчас заболели и не учтены во время закупок? Ждать конца года, когда будет перераспределение?
Или еще вытекающая проблема: что делать врачу, когда он должен выписать препарат, который не закуплен? Сейчас ситуация решается так: врач выписывает препарат, который назначен по показаниям, но не закуплен. Человек идет в аптеку и аптека в течение 10 дней должна обеспечить пациента. Аптека вынуждена искать этот препарат на складах других аптек, меняться. Не найдут - приходится отказывать человеку и просить врача заменить препарат на аналогичный. Врач может выписать аналог препарата, который закуплен. Но он может человеку не подойти. И появляется жалоба на врача, что он выписал не тот препарат. И вот от этой ситуации страдает пациент - время идет, а лечения нет. А заложник ситуации врач: и не откажешь, а выписал - еще и виноватым остался.
И это очень сложный вопрос. Но решать его как-то нужно.
Проблема вторая. Диспансеризация
Вторая проблема касается диспансеризации. Я обеими руками «за» эту процедуру. Диспансеризация позволяет выявить определенные заболевания, которые показывают высокую смертность: онкологию, заболевания сердечно-сосудистой системы. Сейчас систему внедрили. Раз в три года человек должен пройти диспансеризацию. Но ведь большинство людей не идут в больницу! И получилось, что эту проблему опять возложили на врача. Он должен как-то заманить человека и осмотреть его. А если человек не приходит, заболевание развивается, и в конечном итоге врач получает больного с серьезными диагнозами. Я считаю, что нужно как-то мотивировать человека заниматься своим здоровьем. Сейчас он не чувствует ответственность, если не пройдет диспансеризацию. А ведь на диспансеризацию тратятся государственные деньги. Думаю, что если человек игнорирует эту процедуру, то вообще-то он должен как-то компенсировать те расходы, которые на него были заложены. И есть ведь еще один аспект: у человека нет времени, чтобы пройти осмотр, он все время на работе. Так, наверное, нужно мотивировать и работодателей, чтобы они выделяли день сотрудникам для диспансеризации. И разработать систему поощрения для таких работодателей, ну, например, налоговые послабления. Но это нужно законодательно прописать. Считаю, что это необходимо обсуждать на форуме. В конечном итоге выиграют все: работник будет меньше болеть - работодателю хорошо, серьезные заболевания вовремя выявят - меньше затрат на лечение и для человека и для государства.
Проблема третья. Страховые компании
Третья проблема касается медицины напрямую, но она не чисто медицинская. Это вопрос работы страховых компаний. Ведь когда я имею страховой полис на машину, в случае аварии страховая компания решает мои вопросы, а не я бегаю по инстанциям и ищу виновного. А вот в случае с медицинским полисом выходит, что если человек столкнулся с проблемой: нет лекарств, врач допустил ошибку или еще что-то, то почему-то человек ищет правды где угодно, но не в своей страховой компании. Хотя именно страховая выступает гарантом получения пациентом качественной медицинской помощи. Но почему-то этот механизм у нас работает не в полной мере.
Проблема четвертая. База пациентов
Четвертая проблема тоже касается организации работы системы и вроде напрямую не затрагивает пациентов. Я о создании единой информационной базы пациентов. Ведь изначально планировалась, что на каждого человека будет создана электронная база и любой врач в любой больнице сможет видеть историю его болезни. Но в итоге получилось, что единой базы нет. Каждая больница, каждая структура создала свою. И выходит, что у ФОМС своя база, у нашей больницы - своя и они не пересекаются. Поменял человек полис, страховая об этом знает, а мы нет. Человек переехал, приписался к другой поликлинике, мы об этом не знаем, и в новой поликлинике не знают информацию о пациенте. И каждый регион пошел своим путем и создал свои системы. Происходит полный хаос. И в масштабах страны эта система как единый механизм не работает.
Проблема пятая. Отчеты
Пятая проблема для больниц очень острая и я о ней все равно скажу: больницы просто завалены заданиями по отчетам. Вот наша больница в месяц готовит 160 отчетов! Для разных уровней: в Минздрав, в ФОСМ, в СЭС, в Росздравнадзор, прокуратуру и прочее. У меня в Центре 10 медицинских статистиков и это без финансово-экономической службы, которые занимаются аналитикой, цифрами, отчетами и это все, практически, вручную. Не пациентами! А ведь многие отчеты для разных ведомств похожи. А значит, можно делать это автоматически, в единой информационной системе и просто выгружать нужные данные и это сможет делать один человек.
Отчетами заняты и врачи. Им пациентами заниматься некогда, они бумаги заполняют. Ну разве это дело?
И со стороны всех ведомств количество и объем этих отчетов только увеличиваются.
Проблема шестая. Кадры
Шестая проблема - недостаток медицинских кадров. Но если проблема по врачам решается: есть федеральная и региональная программы поддержки молодых специалистов, то со средними медработниками проблема назрела и даже перезрела. Сейчас мы активно на селе открываем ФАПы, но где для них найти фельдшеров? Основная часть фельдшеров ФАПов сейчас в предпенсионном возрасте. Если они уйдут, будет крах, работать некому будет. При этом, считаю, что это не только проблема медицины. Ведь если в поселке нет жилья, нет нормальной школы, нет учреждений культуры, молодой специалист туда не поедет.
И поэтому если бы меня спросили, нужно ли вернуть систему распределения, я был бы двумя руками ЗА. Уже сейчас наша больница готовит медицинских работников по целевому назначения. Эта практика работает. Но пока количество молодых не перекрывает вал специалистов пенсионного возраста.
Проблема седьмая. Медсестры
Седьмая проблема - качество подготовки в медицинских учреждениях, особенно в среднем звене. Ведь сегодня медицинская сестра у нас - это секретарь врача. Она даже рецепт не имеет права выписать пациенту, получающему на постоянной основе один и тот же лекарственный препарат из месяца в месяц. Нужно менять программы подготовки, учитывая заявки регионов и больниц в количестве специалистов и их специализации.
Проблема восьмая. Санитарки
Восьмая проблема - уровень подготовки санитарки. Ведь мало взять человека с улицы и назвать его санитаркой. Этот человек должен уметь оказывать помощь пациентам. Нужна система подготовки специалистов этого звена.
Проблема девятая. Указы
Девятая проблема - выполнение майских указов президента. Мне хотелось бы понять, а будут ли корректировки к изначальным планам? Ведь говорилось, что к 2018 году зарплата врача должна быть 200% от средней зарплаты по региону. Но в связи с колебаниями курса валют планируется ли пересмотр этих показателей?
Проблема десятая. Пилоты
Десятая проблема - пора выводить успешные пилотные проекты регионов по лекарственному обеспечению на федеральный уровень. Например, в Кировской области очень успешно показал себя проект льготного обеспечения лекарствами больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Есть очень впечатляющие цифры снижения смертности. Ведь сердечные препараты очень дорогие, люди не могут их пить регулярно. А при такой программе обеспечения человек начинает лечиться регулярно. И это приводит к снижению смертности, к продлению жизни. Но нужно двигаться дальше, расширять проект, выводить его на новый уровень. Для этого нужно решение на уровне страны.
Вместо послесловия
Все, о чем говорит Андрей Черняев, очень близко каждому, кто хоть раз бывал в больницах. Сидя в очереди, пытаясь попасть на прием к узкому специалисту, глядя на несчастного врача который занят бумагами, а не тобой, из раза в раз задумываешься, почему бы все это не изменить? И очень отрадно, что понимание необходимости изменений , есть не только у пациентов, но и у тех, кто по другую сторону баррикад.
Источник: Комсомольская правда