Триллионы бюджетных (наших с вами) рублей по большей части потрачены впустую
Экономика наша уже скоро десятилетие как пребывает в стагнации, но в стране, оказывается, работает несколько десятков государственных институтов развития! Проанализировали, насколько они эффективны. Хотя ответ напрашивается, учитывая первое предложение нашего отчёта.
Жизнь в родной отчизне какая-то сейчас немного скучная. Люди заняты самовыживанием (этот термин мы сформулировали по аналогии с самоизоляцией – самым бессмысленным словом года, изобретённым нашими властями). Депутаты не могут придумать никакой свежей идеи кроме как развивать ограничения, вводя запреты ещё хоть на что-нибудь (на эту тему см. наш предыдущий отчёт ↓). Второму-четвёртому президенту после обнуления тоже делать особо нечего (да и что можно сделать из нуля – например, из околонулевых темпов роста экономики и доходов населения?).
Правительство занимается перетасовкой самого себя. То министров поменяет, то вот институты развития, опять же, перетасовывает и ликвидирует.
Имитационное развитие
Кто знает про институты развития? Если не считать подменяющих собою рыночные структуры госкорпораций вроде «Ростеха», «Росатома», ставшего притчей во языцех (особенно с точки зрения «развития») «Роскосмоса» и ещё нескольких прочих «рос»ов, на слуху у неспециалистов – разве что «Сколково», да, может, еще «МСП банк» (среди тех представителей малого и среднего бизнеса, кто мог воспользоваться его услугами). А между тем их целых 40! И первые существуют аж с 2006 года. Но кто когда-либо слышал о таких организациях (и результатах их деятельности), как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития инфраструктурных и образовательных программ, Росинфокоминвест, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, «Эксар»?
Видимо, очень они помогли нам развиться, особенно с учётом того, что зачастую служат местом для досиживания отставников: например, бывший вице-премьер Виталий Мутко возглавляет «Дом.РФ», бывший вице-премьер Аркадий Дворкович – фонд «Сколково», недавно отправленный из министерства транспорта Евгений Дитрих – Государственную транспортную лизинговую компанию и проч. Очень они подняли наши технологии, инвестиции, экономику, благосостояние всех россиян на недосягаемую высоту. (Об одной из таких высот см. наш отчёт о невероятном достижении, ставшем темой для анализа неприглядной действительности в исследовании «Спикер Госдумы раскрыл, зачем принимались поправки».)
Предполагалось, что институты развития будут чуть ли не одним из основных двигателей экономического роста, направляя дешевые бюджетные деньги на инвестиции в те сферы, где планировалось добиться прорыва. В реальности же прорыв развился в государственной казне (которая во многом формируется на наши с вами деньги). В 2017 г. тогдашний председатель Счетной палаты Татьяна Голикова говорила: за последние шесть лет государство направило в институты развития 5 трлн рублей, но деньги не использовались эффективно. «Деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития», – заявил сейчас премьер-министр Михаил Мишустин. Крупнейший из институтов развития, ВЭБ, в 2015 году вообще доразвился почти до дефолта, в том числе решая задачи политического развития – тратясь на Олимпиаду и покупку предприятий на Донбассе. Чтобы заткнуть дыру, государство дало ему ещё 280 млрд рублей.
Подавляя конкуренцию на рынках, выдавливая с них живой бизнес, используя лоббистские ресурсы, эти организации привели к сильному увеличению доли государства в экономике и, соответственно, снижению её эффективности. То есть стали институтами развития власти в экономике и развития влияния отдельных, близких к руководителям государства людей.
В идеале институты развития могли бы стать чем-то вроде теплиц или удобрений, которые помогают вырастить урожай, увеличить сборы, сделать продукцию более качественной и питательной. Но чтобы получить хоть какой-то урожай в принципе, нужна почва – и чем она плодороднее, тем лучше. Почва эта – инвестиционный и деловой климат. У нас же теплицы построены на асфальте, на него же и удобрения распыляются. Тем, кто этим занимается, хорошо: они деньги от государства получают, осваивают их. Работа кипит, триллионы рублей по асфальту распылены и в него закопаны. Только для страны результат нулевой – а так всё прекрасно.
* * *
«Отчизна» инвестирует гораздо более эффективно. Участвуйте в наших ментальных инвестициях, подписавшись на канал здесь, в «Дзене», в Telegram, Facebook, «Одноклассниках» или по email.
------------------
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.
Все права защищены © 2019-2020