Найти тему

Синдром Карлсона: почему ребёнок придумывает себе друга?

Оглавление

Выдуманный друг – для творчески развитого ребёнка в наши дни это довольно частая история. Малышу грустно дома одному, кажется, взрослые его не понимают. И тогда на пороге или в проёме открытого окна появляется Карлсон.

Ситуация с пандемией коронавируса в стране пока не выравнивается, и мы стараемся ограничивать наших детей в перемещениях и общении.

Младшеклассники и ученики среднего звена мало гуляют и встречаются с друзьями, изолированы от привычного круга знакомых, общаются в соцсетях и школе, да и то урывками, потому что очный формат учёбы как в калейдоскопе сменяется на дистанционный.

Детское одиночество в век изобилия информации, гаджетов и электронных игрушек не стало менее сильным. Ребёнок растёт и меняется, меняется и его внутренний мир – и это совершенно нормально. Но любой рост – процесс болезненный, и рост души – не исключение.

Психологи с обеспокоенностью заговорили о синдроме Карлсона, потому что явление стало довольно частым.

Конечно, синдрому в первую очередь подвержены дети определённого эмоционального склада: впечатлительные, восприимчивые, с богатым внутренним миром и творческим воображением.

Общаясь со сверстниками, малыш часто не удовлетворяется качеством этого общения. Ему не хватает глубины, искренности, откровенности.
А может быть, он и сам не способен на откровенность с реальным другом – робеет, стесняется высказываться о н том, что его действительно волнует.
С придуманным другом легко, ведь он живёт, говорит и действует по его правилам.

Нет, речь не идёт о психическом заболевании, о шизофрении, когда раздвоение личности налицо и ребёнок ведёт мучительные диалоги сам с собой. Это уже из области психиатрии. А мы говорим о психологии, преимущественно детско-подростковой.

Так называемый «Карлсон» – это именно другой человек, придуманный персонаж, которому можно поверять тайны. В его глазах можно выглядеть героем – умным, сильным и крутым. Вместе с ним можно грустить долгими днями, когда родители на работе.

Иногда у выдуманного друга есть реальный прототип – например, дальний друг по переписке, троюродный брат из Владивостока или мальчик, с которым познакомились на отдыхе.

Маме и папе всего не расскажешь. Именно в переходном возрасте человек чувствует себя максимально одиноким и непонятым и ищет поддержки в ком-то другом.

Пока что не происходит полное внутреннее отделение от родителей, так называемая сепарация – это удел более взрослых детей, старшеклассников. Но этот процесс уже начинается.

Ребёнок перестаёт отождествлять себя с мамой, которая в младенчестве была для него всем: теплом, пище, защитой и уютом. Теперь он – это именно он, Вася, Петя, Миша, а вот кто он такой?

Ответа на этот риторический вопрос ребёнок пока не находит, и неизвестность его страшит. Чтобы понять, кто он, чего он хочет, куда двигается по своей жизненной траектории, и нужен другой, то есть друг. И это очень полезный психологический опыт.

Вы можете случайно обнаружить такого выдуманного «Карлсона» в разговоре с ребёнком. В его дневниковых записях. В его переписке. Не спешите бить тревогу.

Придуманный друг – это психологический приём уменьшения душевной боли, за счёт которого ребёнок врачует свои первые душевные раны, познает себя. Это маленький психоаналитик в собственной душе, жить с которым противоречивому подростку становится проще.

Обычно такого «Карлсона» малыш заводит лет с пяти и к подростковому возрасту, а иногда и вместе с предпубертатом, полностью изживает этого персонажа.

Психологи уверены, что для подростка общение становится основным видом его деятельности и обычно переходит в реальную плоскость. Ему нравятся девочки, интересны друзья-сверстники и настоящие отношения. Карлсон улетает безвозвратно.

В последние два года на ситуацию с общением детей, да и всех нас сильно повлияла пандемия. Понятия «самоизоляция» и «социальная дистанция» стали приметами времени.

Поэтому нам, родителям, надо позаботиться о двух вещах: чтобы дети не «завиртуалились» и в то же время не ушли слишком глубоко в свой внутренний мир.

Ведь на непростом этапе взросления выбраться из «раковины» не так просто и может потребоваться помощь профессионального психолога.

Наблюдайте за детьми, будьте к ним предельно внимательны, больше разговаривайте со своими малышами и подростками, дайте им почувствовать себя любимыми.

И тогда в душе ребёнка установится мир, а придуманный друг окажется не нужен.

Алиса Шляпникова, Благотворительный фонд помощи детям с ДЦП «Страна чудес»