Молодая крестьянка и жительница солнечной Италии, работница петроградской фабрики и жена партизана. Вспоминаем, как отечественные художники изображали матерей на своих полотнах.
Алексей Венецианов считается основателем жанра русской бытовой живописи. Выходец из купеческой семьи, он долго служил в Санкт-Петербурге чиновником. Полотна Венецианов писал лишь изредка — чаще всего он изображал сцены из жизни дворян и горожан.
В 1820 году художник написал полотно «Сенокос». На нем изображена крестьянка, которая кормит ребенка, оторвавшись от работы в разгар страды. Картина могла быть частью цикла: кисти художника также принадлежат работы «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».
«Сенокос» долгое время находился за границей — в Великобритании. Лишь в 2002 году полотно вернулось в Россию и заняло свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
В 1822 году выпускник Академии художеств Карл Брюллов отправился в Италию — он получил от Общества поощрения художников стипендию для поездки за границу. Там живописец писал копии с картин эпохи Возрождения, этюды с натуры и сцены из жизни городских обывателей.
На многих картинах Брюллова главной героиней стала молодая мать или женщина, ожидающая ребенка. На полотнах — множество трогательных деталей: одна героиня рассматривает маленькую рубашонку, в то время как ее муж собирает колыбель, вторая — что-то показывает ребенку в окне, а молодая мать встает ночью к колыбели.
Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина в зрелый период его творчества. Как правило, художник изображал матерей-крестьянок — красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.
В 1920 году, в разгар Гражданской войны, художник написал одну из самых известных своих картин — «1918 год в Петрограде», — также известную как «Петроградская Мадонна». Ее фон уже совсем не идиллический. Мать и младенец окружены каменными стенами голодного города; стекла в окнах разбиты, линейный пейзаж прост и аскетичен.
Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Художник изобразил на ней статную женщину со строгим профилем, на плече у нее уснул маленький сын. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон — все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.
«Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил я в них и «уют» пластики и трепетность цвета, но всем этим зарисовкам недоставало конкретности. Оказывается, надо было дать другое место заснувшему ребенку, и совершенно неожиданно я увидел его на плече матери, величественной и нежной в одно и то же время. Все закомпоновалось легко, пластично и убедительно».
Александр Дейнека
В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого, как и Петрова-Водкина, также напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна — уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.
В названии картины — «Партизанская Мадонна» — Михаил Савицкий объединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства. Это было немыслимо для сталинского периода, но стало вполне возможным в годы оттепели.
Полотно Савицкого произвело огромное впечатление на гостей Всесоюзной выставки. Сразу же после экспозиции картину выкупила Третьяковская галерея.
Автор: Людмила Котлярова