Найти тему
Мыслитель мира

Будда. Философ, которого любят все.

История великой жизни Будды, как и многое в Буддизме – это вечная борьба с испытаниями.Он родился примерно между шестым и четвёртым веком до н.э. В семье богатого короля в непальском предгорье Гималаев. В то время было пророчество, согласно которому Будде (тогда его ещё звали Сиддхартха Гаутама) суждено было стать либо императором Индии, либо святым. Отцу Сиддхартхи очень хотелось видеть сына в роли правителя, и он решил, что необходимо изолировать юного принца от внешнего мира во дворце. Юный Гаутама жил в невероятной роскоши: у него были драгоценности, слуги, целые озёра с лотосами и даже прекрасные танцовщицы. В течение 29 лет Гаутама жил блаженно и беззаботно, не зная и малейших мирских злосчастий. Но в какой-то момент он решил выйти из дворца, и совершил три прогулки. Увиденное потрясло его: вначале он встретил не здорового, затем стареющего, а затем и умирающего человека. Он был поражен, узнав, что эти несчастные люди, на самом деле, олицетворяют естественные, более того - неизбежные состояния человека, в которых когда-то окажется и он сам.

-2

Шокированный и взволнованный, Гаутама совершил четвёртый выход за пределы замка, и случайно встретил праведника, который отыскал духовное начало на безграничных просторах человеческого страдания. Вдохновленный его личностью, Гаутама покинул дворец навсегда. Он пытался учиться у других праведников. Он едва не заморил себя голодом, отказываясь от удобств и удовольствий, подобно тому, как это делали они. Неудивительно, что его страдания это не облегчило. Затем, он вспомнил один эпизод из детства: сидя у реки, он однажды заметил, что во время покоса травы насекомые гибли, а их яйца были растоптаны. В детстве он глубоко и искренне сочувствовал погибшим насекомым. Оживив в памяти это самое сочувствие, Гаутама испытал истинное умиротворение. Он ел, медитировал и, наконец, достиг высочайшего состояния просветления! Нирваны Её суть в том, что человек гасит в себе пламя страстей. Таким образом, Гаутама превратился в Будду, Пробудившегося. Будда пробудился, осознав, что все живое, от несчастных муравьев до умирающих людей, едино в своих страданиях. Благодаря этому

-3

осознанию, Будда понял, как наилучшим образом противостоять страданиям. Во-первых, не стоит купаться в роскоши, равно как и полностью воздерживаться от еды и удобств. Следует стремиться к умеренности, которую Будда называл «Срединным путём». Это позволяет максимально сосредоточиться на развитии в себе сострадания к окружающим и на достижении просвещения. Затем, Будда описал путь, позволяющий победить страдания: Четыре благородные истины Первая благородная истина - в своё время побудила Будду отправиться в странствия: она гласит, что страдания и разочарования – повсеместны. Вторая истина заключается в том, что причиной страданий являются наши желания. По словам Будды: «зачаток страдания лежит в жажде». Третья истина гласит, что страдание можно победить, искоренив или заполучив контроль над желаниями. Таким образом, Будда заявлял, что нам следует изменить не обстоятельства, а своё отношение к ним. Мы страдаем не от того, что нам не хватает денег, любви или уважения, а потому, что мы жадны, тщеславны и не уверены в себе. Счастье легко обрести, стоит лишь

-4

по-другому взглянуть на вещи. Если вести себя правильно и развивать то, что теперь модно называть «осознанностью», мы станем лучше. Мы можем вывернуть наизнанку негативные мысли и эмоции, превратить невежество в мудрость, злость в сострадание, а жадность – в щедрость. Четвертая и последняя благородная истина Будды гласит, что мы можем превозмочь страдания благодаря так называемому «Благородному восьмеричному пути». Он включает в себя целый набор «правильных» и мудрых вещей: Правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение. Западных исследователей часто поражает, что мудрость здесь воспринимается как приобретенная привычка, а не мгновенное осознание. Следует регулярно тренировать благородные побуждения так же, как мы бы тренировали какую-нибудь мышцу. Момент прозрения – всего лишь первый шаг на пути личностного преображения. После смерти Будды, последователи собрали воедино его «сутры» (учения и

-5

проповеди), составив священные книги, которые помогут следующим поколениям познать основы медитации, этики и осознанности. Монастыри, появившиеся еще во времена Будды, росли и множились по всему Китаю и Восточной Азии. Какое-то время, буддизм в самой Индии не пользовался популярностью – всего несколько крошечных групп монахов-буддистов обитали за пределами больших городов и мирно медитировали на лоне природы. Затем, в третьем веке до нашей эры, Индийский король Ашока, которому надоели войны, которые он же и разжег, решил принять буддизм. Он отправил проповедующих монахов и монахинь во все уголки страны. Духовные практики буддизма широко распространились в Азии, а затем и по всему миру. Последователи Будды разделились на два основных течения: Тхеравада, которое воцарилось в Юго-Восточной Азии, и Махаяна, которое заняло передовые позиции в Китае и Северо-Восточной Азии. В наше время в мире насчитывается приблизительно от полмиллиарда до полтора миллиарда буддистов: они следуют учениям Будды и пытаются достичь более сострадательного и

-6

просветлённого состояния сознания. Учения Будды ценны для каждого, независимо от его религиозной принадлежности. Как и Будда, все мы рождаемся, едва ли осознавая, сколько страдания вмещает в себя мир вокруг нас. Мы не способны постичь, что несчастья, болезни и смерть в свое время настигнут и нас. По мере того, как мы становимся старше, эта реальность часто нас гнетет, и мы стараемся всячески ее игнорировать. Учение Будды служит нам напоминанием о важности принятия реальности. Нужно постараться высвободиться из железной хватки собственных желаний и осознать, что страдания это часть того, что объединяет нас с окружающими. То, что побуждает нас относиться к ним с большей добротой и состраданием.

Если Вам понравилась данная статья, то прошу оценить и прокомментировать её.