В разговоре с законником, который пытался поймать Иисуса на словах, чтобы обвинить Его в неправильном понимании закона (см. Лк. 10:25-37), вопрос был задан очень хитрый: а кто мой ближний?
К тому времени у иудеев уже сложилось определенное мнение, которое, кстати, расходилось с мнением ветхозаветных пророков, которые учили, что к пришельцам, т.е. иноплеменникам, которые жили среди иудеев, должно быть отношение доброе, они должны пользоваться теми же правами, что и иудеи, если это люди доброжелательные. Нельзя обижать пришельца и вдову – это сказано у многих пророков и в законе Моисеевом. И тем не менее, к началу христианской эры у иудеев сложилось очень четкое понимание, что ближний – это только и исключительно иудей. А все остальные вовсе не ближние, поэтому к ним можно относиться как угодно. Двойная мораль. Только иудей – ближний, поэтому все заповеди Моисея относятся только к нему: не убей, не прелюбодействуй, не пожелай дома ближнего своего… (см. Исх. 20:2-17).Все эти заповеди относятся только к иудеям – они ближние, а все остальные вовсе не таковы.
Книжники прекрасно знали, о чем проповедует Христос: все время были наушники, которые ходили за ним, слушали и доносили синедриону, о чем проповедует Христос. А поскольку Он проповедовал о спасении не только иудеев, но и всех людей на земле, независимо от их национальности и религии, если уверуют в истинного Бога, это возмущало их. Поэтому к Нему подослали специального человека, книжника, который и задал вопрос, чтобы поймать Его: «А кто ближний мой?»
Ожидалось, что Христос так и скажет, что ближний – это любой добрый человек, человек, который живет по совести и, как говорил апостол Петр, каждый человек, который живет именно вот так, по совести, угоден Богу. Но это не устраивало синедрион, у них было другое мнение. И в этом они хотели уязвить и обвинить Христа – в том, что Он проповедует совсем не то, что проповедуют они.
И вот Христос в притче «о впавшем в разбойники» человеке (см. Лк.10:30-35),который неизвестно, какой был национальности (может быть, даже самарянин, которых иудеи вообще не выносили, даже разговаривать не могли с ними, не ели с ними за одной трапезой, гнушались ими), заставил того законника, задавшего вопрос, признать, что ближним оказался человек совсем другой веры.
Ни иудейский священник, ни левит не помогли этому несчастному, которого избили, – прошли мимо. А помог ему самарянин, т.е. человек самый презираемый. И книжник вынужден был признать, что ближним оказался он, самарянин. А кульминацией проповеди Христовой было то, что сказал апостол Павел: во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского – но все едины во Христе Иисусе (см. Кол. 3:11). Господь отменил для людей, истинно верующих в Бога, какие бы то ни было национальные преграды.
К сожалению, сейчас мы наблюдаем в Церкви Христовой явление, которое называется этнофилетизм. Это любовь к определенной национальности у какого-то определенного народа. Это совершенно неправильное явление, потому что его последователи выделяют свой народ, но презирают другой народ. Нередко мне приходилось это наблюдать даже на Афоне, когда греческие монахи с пренебрежением относились к монахам славянским: сербам, русским, болгарам и другим, - считая себя выше их. Хотя именно восточные патриархи осудили филетизм (приверженность только к своей национальности) на Константинопольском Соборе еще в 1872 г.
К сожалению, часто видим то же самое и на Украине. Я знаю многих людей, даже дружил с некоторыми, ныне уже покойными, которые, будучи русскими или наполовину русскими, а наполовину украинцами, жили в Почаевской Лавре. И их всех буквально выжили оттуда именно по причине национального неприятия – этнофилетизма: принимали людей своей национальности, а русских уже не принимали. То же самое наблюдалось когда-то и в Абхазии. Там были грузинские переселенцы, переселившиеся в Абхазию в начале 30-х годов ХХ века, которые так же презрительно относились к духовенству и мирянам – абхазам. Во многих странах мы это наблюдаем.
Конечно, это удивительное явление, совершенно недостойное звания христианина. Все мы помним удивительные слова апостола Павла о том, что во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни скифа – вообще нет национальных разделений. Для нас любой человек, христианин, верующий, должен быть братом, сестрой. Да, мы все не без недостатков: у одних – одни, у других – другие. Но, как сказал апостол, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6:2), т.е. потерпите недостатки друг друга. У всех они есть – и у греков, и у русских, и украинцев, и грузин, и абхазов. А что было в Сербии, точнее, в Югославии, когда в Хорватии одна треть была сербов, а две трети – хорваты. Какое там было насилие страшное только по этническому признаку! Вроде и христиане, хотя хорваты в основном католики. Но христиане же! Христа Бога признают?! Апостола Павла читают?! А какая ненависть, особенно во время Второй мировой войны! Вплоть до убийств по национальному признаку! (Прим. ред.: речь идет о геноцид сербов хорватскими усташами – фашистской ультраправой, националистической, клерикальной организацией.)
И вот когда мы, христиане, начинаем разделяться по национальному признаку – это великий грех! Мы становимся подобными тем древним иудеям, которые считали только своих иудеев ближними, а всех остальных – вообще никем. Если вы почитаете Талмуд или его сокращение, вытяжку своего рода – Шулхан арух (прим. ред.: составленный в XVI веке кодекс положений Устного Закона, которые имеют значение для практического выполнения и охватывают все важные аспекты повседневной еврейской жизни), вы придете в ужас, потому что там этот национализм доведен просто до предела. Ислам взял много из иудаизма. Там такое же отношение к не-мусульманам: ближний – только тот, кто мусульманин, единоверец, а если не единоверец, то это вообще никто: его можно и ограбить, и убить – что угодно, к нему не относится закон, он вне закона. Но мы-то христиане и не должны подражать этому!
Вообще такое отношение характерно для бандитских группировок. Например, есть определенный закон среди воров, воровского мира, но он относится только к членам этой преступной группы. Все, кто вне ее, группы, не подлежат никакому закону: с ними можно делать все, что угодно, – они вне группы. То же самое у нас было и с коммунистической партией: это такая же группа, в которой были одни законы для своих, а для других все было другое.
Такого положения не должно быть в христианстве – мы не должны разделяться по национальному признаку. Как мы слышали в сегодняшнем чтении, апостол Матфей проповедовал в Эфиопии, создал там Церковь, поставил там епископа, т.е. патриарха тогдашнего для эфиопов (а они были негры). И Матфей не задумывался о том, что они не иудеи, не евреи по крови. Он их принял, он им проповедовал, Церковь им создал.
И вот посмотрите, эфиопский царевич, сын эфиопского царя, был привезен в Россию. При крещении его назвали Авраамом, а фамилия его была Ганнибал (1696-1781), он был прадедушкой нашего А.С. Пушкина. (Прим. ред.: сын чернокожего африканского князя – вассала турецкого султана. В 1703 году был захвачен в плен и отправлен в Константинополь, откуда привезен в Москву, где и был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ганнибал получил отчество Петрович). Его в России никак не унизили оттого, что он был негр и эфиоп. Никакой дискриминации – он стал главным военным инженером армии и получил звание генерал-аншефа. В России не унизили и грузинского князя Петра Багратиона (1765-1812), который стал генералом от инфантерии, полководцем Российской армии. Мы помним и датчанина Витуса Беринга (1681-1741), который стал офицером русского флота, капитан-командором и первооткрывателем новых земель на Камчатке: многие острова и пролив, который носит его имя. Мы вспоминаем министра внутренних дел Российской империи Лорис-Меликова (1824-1888), который был армянином. Одного из потомков казахского хана вспомним – Чокана Валиханова (1835-1865), который был российским исследователем, географом, этнографом, археологом. Никто не препятствовал получению образования, воинских чинов. В армии служили многие. И одним из последних трех генералов, которые не предали императора Николая Александровича, был Гусейн Хан Нахичеванский (1863-1919), азербайджанец по национальности и мусульманин по вере. Он был генералом от кавалерии и единственным за всю историю генерал-адъютантом — мусульманином в Российской императорской армии. И он не предал своего Государя, тогда как русские генералы, а это были высшие чины царской армии, все, за исключением одного, предали.
В Российской империи не было такой дискриминации. Не было уничижения инородцев в России – наоборот, считалось, по Евангелию, что любой человек, если он достоин того, независимо от вероисповедания, может занимать высокие посты. Можно даже вспомнить Россию более современную, после революции. Кто у нас был правителем долгие годы? Грузин! В партийной элите тоже были и украинцы, и армяне, и евреи – люди разных национальностей. И сейчас у нас, например, министр вооруженных сил – Сергей Кужугетович Шойгу – тоже не русский по крови, тувинец. Но это не помешало ему подняться на весьма высокую ступень власти.
Вот в России, как ни странно, сохранилось, несмотря на революцию, это имперское отношение к людям другой национальности: нет национального превосходства. Нас часто обвиняют в великорусском шовинизме, но этого нет. Мы не видим этого! Трудно себе представить, что в Англии какой-нибудь индус был бы премьер-министром или военным министром. А в России это было и есть. И, наверное, будет, пока Россия стоит. Потому что это правильное христианское понимание, что «во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни скифа…». Вот это имперское сознание сохранилось в русском народе, как ни странно, даже после революции. И если человек достоин и по уму, и по своим способностям, и по каким-то качествам своего характера, он может получить любую должность, потому что во Христе, повторяю, нет национальных различий. Мы, христиане, должны именно так относиться друг к другу. Особенно в монастырях не должно быть никакого различия по национальному признаку – только христианское исповедание. Оно нас всегда объединяет и должно объединять. И не должно быть в нас никаких разделений. Аминь.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru .
Пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236 или
перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма - на Ваше благоусмотрение.