Двадцать лет подряд в канун нового года я вспоминаю одну странную историю. Давным-давно в Перми жил учитель черчения по фамилии Карих. Он был разносторонне одаренным человеком и остался, как тысячи других талантливых умельцев, недооцененным. В его жизни не состоялась та "минута славы", которой он был достоин. Двадцать лет назад, когда началась моя история про Кариха, ватманы с его работами пылились на антресолях небольшой квартиры в хрущевке на улице Льва Шатрова. А сам персонаж чудесной сказки уже покинул этот мир.
Меня интересовали только папки с коллекцией бумажных снежинок. Графику, акварели и что-то там еще я смотреть отказалась. Режим работы телерепортера не позволяет отвлекаться на сопутствующие сюжеты. Есть редакционное задание, и хотя я сама себе его выписала, задерживать машину и камеру никак не могла. Итак, снежинки - развлекуха для разбавки новостного блока. Будем резать, будем стричь ... Но когда дочь и вдова разложили на столе это сокровище, я была потрясена.
Да вот сами посмотрите.
Для тех, кто знаком с пермским звериным стилем, тут очевидно наличие трех миров, верхнего, среднего и нижнего. Правда, в зверином стиле присутствует человек, и человеку предназначено определенное место в системе миров. Но этот, обесчеловеченный круговорот так же завораживает. Бабочки, козлы, ящерицы... Вы видите, про что эта история? Всмотритесь.
А вот тут есть человек, деревья, рыбы. Бытовая сценка без отсыла к финно-угорской мифологии. Но тоже мило.
А здесь узор двоится, каждая группа отзеркаливает, и повторяется не шесть, а двенадцать раз.
Даже не берусь сосчитать персонажей этого хоровода. Давайте сами. Балерин видите? А тех, что крутят фуэте? А вверх ногами?
А вот и автор. Жаль, очень жаль, что мы не встретились. За год до той съемки, так же накануне Нового года в редакцию позвонили какие-то дети, говорила девочка, но в трубке слышалось присутствие "группы поддержки". Девочка сообщила, что у них в школе работает учитель рисования, который умеет вырезать удивительные снежинки, надо показать его по телевизору. Я не клюнула. Последние выпуски уже были сверстаны, рекламные блоки еле вмещались в сетку вещания, джинса забивала новости, приходилось сокращать хронометраж информационных сюжетов. Координаты я записала в ежедневник, в том числе номер школы. Думала, вдруг пригодится к старому новому году, но не пригодилось. Только в следующем декабре наткнулась на отложенную запись. Позвонила в школу, он уже там не работал, он уже не работал нигде и даже не жил. Видимо, его любили дети. После съемки сюжета о снежинках я хотела прийти в его дом еще раз. Собралась не скоро, и опять опоздала. Там жили уже другие люди.
Каждую зиму, когда идет снег, я хотя бы раз закрываю глаза и представляю как в темно синем небе кружатся снежинки Кариха. Говорят, в журнале "Наука и Жизнь" в 70-х была статья о том, как вырезать такие жанровые сценки на снежинках. Ну и что? Статья о науке не отменяет жизни волшебства.