Учебники истории в нашей стране переписывались, в соответствии с изменениями политического курса власти. Даже такое, казалось бы, бесспорное, объединяющее наш народ событие, как Великая Отечественная война, по-разному освещалось в годы СССР и в России 90-х годов.
История войны в школьных учебниках советского периода
В советских учебниках война предстаёт монументальным событием мировой истории. Она именуется всенародной, освободительной – войной первого на Земле социалистического государства против нацизма; войной, избавившей Европу и всю цивилизацию от фашистского порабощения.
Победа демонстрировала всему миру преимущества и огромные возможности социализма.
Союз с Англией и США в советских школьных учебниках освещался скупо. Особо отмечалось, что эти страны действовали исключительно в собственных интересах; три года затягивали открытие второго фронта и вступили в войну только тогда, когда стало очевидно: СССР победит Германию и без них.
Причины катастрофических поражений Красной армии в 1941 году советским школьникам объясняли внезапностью вероломного нападения и огромной военной мощью Германии. В более поздних учебниках к этим главным причинам осторожно прилагалось замечание, что Верховное Главнокомандование Красной Армии «не предприняло необходимых дополнительных мер по укреплению обороны страны», что в принципе является вполне адекватным обьяснением.
Тема коллаборационизма была для советских учебников истории табу. Наоборот, они пронизаны духом крепкой дружбы и единства народов СССР, которые стали важным фактором Победы. Разумеется, это делалось с целью скрыть число людей недовольных советской властью. Хотя надо признать, что Власов и власовцы иногда упоминались.
Говорилось о ведущей роли компартии: в проведении эвакуации и создании нового мощного ВПК на Урале; в организации сопротивления оккупантам, поддержке партизанского движения. Подчёркивалось, что государственная система СССР и компартия выдержали испытание войной, создали единство фронта и тыла, вдохновили людей на подвиги.
«Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
В советских учебниках немалое внимание уделяли эмоциональному сопровождению материала. Для этого использовались отрывки из произведений литературы и исторических документов, рассказывалось много историй о подвигах конкретных героев. Такие люди, как Алексей Маресьев, Дмитрий Карбышев, ребята из «Молодой гвардии» были близки и хорошо знакомы каждому советскому школьнику.
Некоторое время советские учебники истории полностью замалчивали масштабы безвозвратных потерь среди военнослужащих и мирных жителей СССР. Затем была дана цифра: 7 миллионов человек. Но 9 мая 1965 года Леонид Ильич Брежнев официально заявил о 20 миллионах погибших, и это число было закреплено в учебниках.
В целом, советские учебники, с одной стороны, безусловно, воспитывали школьников в духе патриотизма, развивали в них живой интерес к истории Великой Отечественной. С другой – давали однобокую, полную умолчаний и ограничений версию событий, которая стремилась убедить всех в жизнеспособности и превосходстве социализма.
Акценты сместились: Великая Отечественная в учебниках 90-х годов
В середине 90-х годов единые государственные образовательные стандарты были отменены, поэтому появилось сразу несколько вариантов школьных учебников истории. Авторы некоторых из них значительно изменили сложившуюся концепцию изложения материала, используя введённые в научный оборот ранее недоступные документы.
В частности, в всех учебниках 90-х годов немалое место уделили таким спорным темам, как секретные протоколы пакта Молотова-Риббентропа, репрессии Сталина против высшего офицерства Красной армии, холокост, сталинское выселение народов.
Указывалось на то, что именно руководство СССР, в особенности лично Сталин, виновно в военной катастрофе 1941 года и высоких потерях. Были растиражированы тезисы о том, что «Сталин переоценил значение пакта о ненападении», что «руководство СССР упрямо игнорировало оперативную информацию о подготовке гитлеровской агрессии». В принципе всё то же, что и в более поздних советских учебниках, но информация имела более "агрессивный" уклон.
Гораздо большее внимание, чем прежде, уделялось в учебниках 90-х годов антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании. Отмечалось, что государства с разным общественным строем поднялись выше своих идеологических и социально-экономических противоречий ради достижения общей победы. Высадка англо-американских войск в Нормандии в июне 1944 года представала уже в качестве решающего события войны. Третий Рейх был не просто главным врагом СССР во время войны, а воплощением абсолютного зла, из-за своей политической доктрины.
Но в целом, для учебников истории 90-х годов характерна двойственность, неоднозначность позиций и оценок: Сталин и командование РККА «проморгали» начало войны и повинны в жестоких потерях и поражениях – но и победы тоже были их заслугой; союзники оказали СССР огромную помощь – но слишком поздно открыли второй фронт, и тому подобное.
Тезисы о триумфе социалистической системы были решительно убраны, а на первый план выдвинулись тезисы гуманистические: о совместном с Западом спасении мировой цивилизации от фашизма, о создании условий для развития человечества по пути прогресса и демократии.
В подведении итогов войны особое внимание школьников теперь уже привлекалось к анализу потерь. Приводились официальные данные: потери среди военнослужащих РККА – 8,7 млн человек, общие потери СССР – 27 млн убитых. Авторы всех учебников сравнивали эти цифры с потерями других государств и отмечали, что победа досталась нашей стране «слишком дорогой ценой».
Главный же итог войны, по утверждению авторов учебников 90-х, – это установление двухполюсной системы мира.
Я не питаю особых симпатий, ни к большевикам, ни к тем кто "управлял" Россией в 90-ые. И на этом примере мы отлично видим, как политический строй влияет на школьные учебники истории. Ни коммунисты, ни "либеральные круги из 90-ых" не занимались прямым искажением исторических фактов. И те и другие, просто умалчивали о том, где это требовалось, и поднимали нужные им темы. Именно поэтому, в своих статьях, я стараюсь избегать однозначных оценок, и опираюсь только на факты.
Как найти информацию о своём предке, который прошёл войну, можно читать здесь.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм
А теперь вопрос читателям: