Найти в Дзене

«Цветик-семицветик»: история о чуде сострадания и мальчике-не инвалиде

Оглавление
Иллюстрация к сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
Иллюстрация к сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"

Сказка Валентина Катаева, которую многие хорошо помнят из детства, написана в довоенный год, но не устарела. Поэтому перечитаем её с детьми, чтобы в дни поста у нас были темы для нравственных бесед. Например, о сострадании.

Речь, конечно, о «Цветике-семицветике». Кроме времени создания, в этой книжке нет ничего советского: ни идеологии, ни лозунгов и призывов. Разве что нарисованные словом картинки из жизни дворовой ребятни, свободно гуляющей возле дома и не боящейся уходить в чужие дворы.

Увы, сегодня наши дети уже не ведут себя так смело. Но мы будем говорить не о безопасности ребёнка. О сострадательности.

Сострадательность – своего рода подушка духовной безопасности, она поможет детям не возгордиться, не очерстветь и сохранить в себе лучшие христианские и человеческие черты.

Вы спросите, откуда христианская основа в сказках советского писателя, официально продвигаемого в Советском Союзе? Может быть, дело в генах, корнях Валентина Петровича.

Только в наши дни стало известно, что в его семье были особы духовного звания. Дедушка Катаева, отец Василий, отошёл в мир иной в звании протоиерея, а его отец преподавал в училище для священников.

Наверное, нравственная чистота православного христианства на уровне родовой памяти и была определяющей для детских сказок В. П. Катаева. И, помимо генов, на него повлияло дореволюционное воспитание, важной частью которого был обязательный Закон Божий.

Итак, почему советуем перечитать «Цветик-семицветик» ребёнку? Потому что в нашей детской литературе, особенно современной, почти не встречается героев-инвалидов.
Западные фильмы о аутичных детях, людях с синдромом Дауна, инвалидах-колясочниках – да, а вот в отечественных детских книжках темы чужого длительного страдания старательно обходят.

Герой Валентина Катаева мальчик Витя появляется в самом конце сказочной истории. Он мало говорит и почти не действует, и все же в сказке он ключевой персонаж. Почему? Потому что благодаря ему происходит преображение девочки Жени.

Древние греки называли перемену и «высветление» души после нравственного потрясения и страдания катарсисом. Да – в этой неповторимой советской сказке именно катарсис испытывает обычная маленькая девочка, эгоистичная, беспечная, а впрочем, такая же, как все остальные её сверстники из этой истории.

Женя – имя, не случайное для писателя. Именно так звали дорогих его сердцу людей: дочку и бабушку Валентина Петровича, поэтому правильный нравственный выбор героини для автора так важен. Можно предположить, что сказка – это житейское наставление писателя для любимой дочери.

Но вернёмся к сюжету. У Катаева он простой, что как нельзя лучше соответствует его творческой задаче – рассказать о сложных нравственных вещах детям.

Девочка Женя зазевалась по дороге из магазина, собака съела её баранки. Грустя о случившемся, Женя заблудилась. На помощь подоспела волшебница с цветиком, на котором было семь лепестков. Лепестки исполняли желания.

И первым естественным желанием девочки было вернуться поскорее домой, причём с баранками. Потом – сделать целой мамину вазочку, которая разбилась. Вроде бы, хорошо: маленькая героиня Катаева исправляет последствия своих поступков.

Валентин Катаев не произносит христианского слова «покаяние», но речь в сказке идёт именно о нём.

Дальше Женя замысливает грандиозные исполнения желаний, но на самом деле тратит свои возможности-лепестки на ерунду.

Она то старается понравиться играющим мальчишкам и присоединиться к игре, то хочет войти в доверие к девчонкам из двора по соседству. Куда только не заносят её собственные желания: на Северный полюс, в самый эпицентр игрушечной бури…

Ей бы остановиться и задуматься, но и с последним лепестком в руке Женя продолжает строить планы. Но почему-то, сбываясь, загаданные желания совсем не приносят ей радости.

И здесь заложена глубокая христианская идея о том, что человеческая воля, идущая от себялюбия, то есть эгоизма, бессмысленна и бесплодна. Желая всего подряд, Женя ничего для себя не приобретает.
И только последнее желание делает Женю по-настоящему радостной, довольной и счастливой. Почему? Потому что появляется Витя, которому нужна её помощь.

Уродливый ботинок на его ноге по описанию похож на ортопедическую обувь сороковых годов. Мы даже не будем предполагать, чем болен мальчик, да это и не нужно автору.

Главное, Витя неподвижно сидит на своей лавочке и не может нормально ходить. Он лишён главной детской радости движения и оттого так глубоко несчастен.

Первый раз за всю историю Женя перестаёт думать о себе и своих эгоистичных желаниях. Вид красивого больного мальчика с грустными глазами вызывает в ней сострадание.
Может быть, это чувство возникло впервые. Вот это и есть наивысшая точка сказочного сюжета: боль другого человека становится своей.

Женя не пугается этих ощущений. Не проходит мимо. Не убегает от больного Вити. Она безусловно, по-детски верит в силу своего последнего лепестка.

Витя признается, что никогда не сможет бегать, больная нога – это пожизненно. Но вера девочки вселяет надежду и в него.

Болезни – это не беда, если есть большое желание их преодолеть. И в сказке Валентина Катаева происходит главное и лучшее чудо: Витя встаёт и бежит следом за Женей, за своим новым другом, уверенном в его выздоровлении.

Он больше не инвалид. Желание блага другому человеку делает счастливым не одного, а сразу нескольких людей.

Читая сказку детям, важно рассказать им и о том, что рядом с нами живут дети-инвалиды. И у нас нет волшебного цветика-семицветика, чтобы с помощью одного сорванного лепестка вылечить их всех. Но чудеса в обычной жизни тоже возможны.

Прочитайте вместе с детьми истории подопечных на сайте нашего Благотворительного фонда, который так и называется: "Страна чудес". Это будет действенный урок милосердия.

Из них вы узнаете, как тяжело и небыстро происходит чудо выздоровления в повседневной жизни. Как часто болезнь снова возвращается. Сколько приходится трудиться ребёнку, например, с детским церебральным параличом, чтобы встать и идти, и как он мечтает о том, чтобы бегать, как Витя и Женя.

Научите своих детей действенному состраданию, научите их жертвовать на помощь больному ближнему. Пусть небольшие карманные деньги.

Ведь, если ребёнок сможет отказать себе в шоколадке, пожалев своего сверстника, задумавшись над его жизнью, значит, милосердие и человеколюбию будет место в его маленьком сердце.

Воспитайте христианина. Воспитайте его в любви к другим людям. Пока ещё не поздно.

Алиса Шляпникова, Благотворительный фонд «Страна чудес»