Яндекс.Учебник[Информатика] продолжает серию интервью, в которых мы постараемся собрать разные взгляды на мир и преподавание информатики.
Мы выбираем собеседников из учителей, принимающих активное участие в жизни нашего преподавательского сообщества и помогающих нам развиваться.
Сегодня мы публикуем беседу с Алексеем Юрьевичем Бауровым, учителем Лицея № 23 города Мытищи (ныне МБОУ СОШ №6 Корпус №1) .
Как вы пришли к преподаванию информатики?
Я закончил МГУ, физфак. Наша лаборатория занималась компьютерными методами в теоретической физике, я так или иначе был связан с информатикой, работал в соответствующей сфере. Потом меня позвала преподавать моя бывшая учительница в школу, которую я заканчивал. Мы занимались не только информатикой и специальными курсами информационных технологий, но и с олимпиадными детьми.
Получается, вы регулярно отправляете учеников на олимпиады?
Мы занимаемся олимпиадами уже 20 с лишним лет и отбираем детей для участия в них в Школе программистов, в которой я был одним из основателей. Соответственно, это изначально был наш профиль. Позже она стала одной из самых массовых школ дополнительного образования, которая дает весь спектр информационных технологий, какие только можно. Сейчас у нас 82 курса для детей.
При этом у меня неоднозначное отношение к олимпиадам.
Например, во Всероссийской олимпиаде школьников огромная разница уровней. Если школьный и муниципальный этап еще могут решать дети, проходящие обычную школу и занимающиеся в обычных образовательных учреждениях, то региональный и заключительный этап — это спорт, в котором побеждают только те, кто занимается этим в дополнительном образовании или в специальных кружках. В нашей школе на последние этапы переходят те дети, которые занимаются на специальном олимпиадном отделении Школы программистов. Победы в олимпиадах столько привилегий дают, что превратились практически в спорт больших достижений.
Для того, чтобы в этом спорте участвовать, необходимо такое количество знаний по теории графов, по дискретной математике, по теории алгоритмов, которое ни в одну школьную программу не укладываются.
Если, например, брать программу десятого-одиннадцатого класса у Полякова, то у него одна обзорная глава. И в обычных классах мы разбиваем ее на темы (глава достаточно большая), и ученики делают по этим темам рефераты и исследовательские работы. Пусть они одну понравившуюся им тему глубоко изучат, чем всю главу, но поверхностно.
Нельзя заставлять олимпиадами заниматься всех подряд. Это должно быть исключительно желание ребенка, но для этого нужно его замотивировать, что это ему что-то даст в жизни, — тогда это пойдет на пользу.
Что, по вашему, эффективнее всего мотивирует детей на профильное изучение информатики?
Наши выпускники работают в Adobe, в Google, Apple, в Яндексе. Мы можем включить экран и сказать: «А это наш выпускник всего лишь 2014 года, а вот он вещает из крупной компании, рассказывает вам о безопасности в сети. А вот его брат учится с вами».
Или можем позвать представителей больших компаний к нам в актовый зал рассказывать про их будни — это обычно либо родители наших учащихся, либо выпускники. Это всегда мотивирует. А уж когда они еще устраивают модные шоу, задают детям вопросы, подарки раскидывают — тем более.
У школы есть собственный знак качества, есть о чем рассказывать, есть примеры, которые можно приводить.
Какой ваш любимый источник информации, из которого вы получаете практику методических наработок?
Просто подмечаю то, что интересно и что можно использовать на уроках, из всего, что на меня валится.
Случайно наткнулся на красивую модель распространения Wi-Fi-сигнала — пожалуйста, взял ее в урок. Наткнулся на интересную задачку или текст — взял в нужное место того или иного курса.
Поток информации, который валится на нас ежедневно, огромен. Надо уметь из него вычленять все полезное и интегрировать в уже существующие наработки.
Иногда люди советуют, иногда натыкаюсь на какую-то книжку, в которой интересные задачки. Большинство технических чисто прикладных задач, которые использую — например, прикладные технологии (Word, Excel, PowerPoint), — все это из книжек 90-х годов, изданных зачастую в провинции. То же и с идеями задач по программированию.
В девяностые все обрадовались свободному книгоизданию и опубликовывали все свои мысли, наработки, начиная с 80-ых годов. Мало что из этого, к сожалению, переиздавалось позже. Поэтому именно оттуда берется такое количество полезной информации.
Нынешние 7-классники родились при интернете. Как, по вашему мнению, это влияет на их обучение?
Принципиально сам ребенок мало меняется, в отличие от его адаптации к среде. А интернет — среда, в которую они попали. И это ведет к геймификации с младенчества, которая потом болезненно превращается в другие навыки.
Если вовремя не обзавестись привычкой внимательно и много писать, читать, концентрироваться на сложных задачах и отбрасывать лишнее, то ребенок превратится скорее в игромана, чем в реального творческого человека, которому все интересно.
Старшее поколение пришло в интернет уже с каким-то подготовленным багажом знаний, мы можем идентифицировать потоки, вычленять, еще что-то делать, несмотря на безумный объем.
А дети распыляются, отвлекаются, с трудом сосредотачиваются. И если они не преодолевают это в районе 14 лет (чем дальше — тем сложнее), то все знания превращаются в жуткую кашу, в которой им не захочется разбираться.
Как вы считаете — с какого класса стоит вводить преподавание информатики и в каком виде?
Я работаю с седьмого, потому что беру только профильные классы. Все, что до этого, — это пропедевтика предмета, развлекательные курсы.
Для 7–9 классов нужен такой курс, который был бы завлекающий и иллюстративный по форме, но при этом с хорошим выходом, чтобы все эти знания остались в голове. Любая тема должна быть завершена и отработана. Более того, каждая тема должна плавно переходить в следующую, чтобы вместе они образовали общую концепцию.
Думаю, идеальный вариант — когда у ученика в тетрадке остаются все эти записи. Вариант, где все красиво изложено своей собственной рукой, — это был советский классический вариант. А сейчас было бы здорово прийти к какому-то новому формату, в котором дети могли бы собирать все, что им понравилось, все, что интересно.
Еще мне кажется, что нужно с учениками встречаться два раза в неделю. Важно даже не то, какой урок: спаренный, не спаренный. Важно, чтобы можно было отрефлексировать, что у детей отложилось в головах после первого урока. Вообще все предметы должны быть двухчасовые, по всем предметам, это не только к информатике относится.
Каких принципов вы придерживаетесь в вашей работе?
Семиклассникам тяжело войти в мир знаний. Много вопросов достаточно сложных, много математики. Поэтому всякую работу обычную — начиная с самых основ, с введения понятия «информация», — нужно разбавлять творческим заданием, хотя бы маленьким.
Например, я прошу детей нарисовать, как они представили бы себе кнопки «Сохранить», «Передать» и «Обработать». Зачем это надо? Потому что это вроде скучная вещь — информация, да еще куча сложных всяких определений. А так теория разбавляется и закрепляется примерами, которые они знают из своей жизни, так легче запоминается.
Сами определения стараюсь дать в упрощенной, понятной форме. Главное, чтобы ребенок осмыслил само понятие.
Расскажите смешную историю из практики?
У меня есть коллекция того, что дети придумывают. Если брать уже описанную выше тему — то есть примеры ответа на вопрос «Что такое информация?» Два лучших недавних ответа — «Смысл жизни программиста» и «Существительное французского происхождения женского рода, первого склонения, основа информатики и жизни».
Что вас вдохновляет и помогает вам продолжать работать?
Дети вдохновляют, этого достаточно.