Найти тему

Прадед голливудского красавца-актера был большим другом Советского Союза и удачливым махинатором

Сегодня мы хотим выполнить своё обещание и рассказать вам, дорогие читатели, о большом друге советских коммунистов - Арманде Хаммере, великом махинаторе и неудачливом тщеславце.

Его потомок пока не достиг великих высот в актерском ремесле, выделяясь только внешними данными. Зато он сам старался оставить богатое наследие после себя. В чем-то ему это и удалось.

Большинству из нас известен лишь его правнук - Арми Хаммер. А ведь его предок так сильно мечтал войти в историю человечества и прославиться, что не гнушался никаких средств ради достижения цели.

Вся деятельность Арманда была подчинена лишь одной мечте - обрести величие и славу самого выдающегося спасителя человечества. Ну, и Нобелевская премия не помешала бы, как доказательство признания его заслуг.

При этом можно и нехило подзаработать, используя любые средства: где откровенную лесть, где фальсификацию, где хитрость, а где и просто обман.

Арманд Хаммер свой первый миллион заработал на продаже имбирной настойки в сети аптек, доставшихся от отца, во времена сухого закона в США. Продаваемый аптечный препарат при разведении водой превращался в довольно крепкий, приятный на вкус напиток, с успехом заменявший запретные вещества.

Второй миллион достался Хаммеру благодаря женитьбам и связями с богатенькими вдовами.

Родился сей деятель в 1898 году в США в семье одесских эмигрантов еврейского происхождения. Предки отца были довольно богатыми судовладельцами, разорившимися, когда, вложив огромную сумму денег в соль, потеряли большую часть состояния. Дело в том, что склады с товаром находились на берегу Каспия, и налетевший шторм смыл их в море. После оплаты всех долгов семье ничего не оставалось, кроме как покинуть родину и попытать счастья на чужбине.

Отец Арманда, Джулиус Хаммер, был практикующим врачом - гинекологом и имел сеть аптек и несколько фармацевтических кампаний. Сына он заставил идти по своим стопам и получить медицинское образование.

Однако, Арманд ни дня не проработал по специальности, что впрочем, не мешало ему светиться от удовольствия, когда его называли доктором.

На пороге совершеннолетия Арманд стал во главе семейных предприятий, так как Джулиуса судили за подпольную операцию, закончившуюся трагедией. За преступную халатность ему дали тюремный срок. Однако, такой суровый приговор был обусловлен скорее его симпатиями к коммунизму.

Ходили слухи, что роковую операцию провёл неопытный Арманд, а вину взял на себя Джулиус, но информация не нашла документального подтверждения, так что истинный виновник гибели молодой женщины остался на свободе.

В 1920 году Арманд Хаммер вступил в компартию США и отправился с миссией в СССР. Главной же причиной подобного визита была возможность вернуть деньги, которые его семье задолжали русские. К тому же, в молодой стране, где процветала бедность, эпидемии тифа и голод, можно было обогатиться, продавая лекарства и медикаменты.

Арманду настолько удалось втереться в доверие к высшим эшелонам власти СССР, что каждый из лидеров, начиная с Ленина, считал этого любителя наживы своим другом. За исключением Сталина и Андропова.

Брежнев и Хаммер
Брежнев и Хаммер

Сталин не простил Хаммеру поддержки Троцкого, а Андропов видел прохиндея насквозь и не поддавался на его уловки и лесть.

Однако же, в первый же визит в СССР, Арманд добился встречи с Лениным, где так его очаровал, что тот даже на смертном одре завещал позаботиться о любимом "докторе".

После разговора с Лениным и оценке обстановки в стране, Хаммер понял, что здесь больше нужно продовольствие, нежели медикаменты. Так что, он организовал пункты приёма пушнины и икры в обмен на пшеницу.

Арманд стал единственным представителем десятка различных американских кампаний и широко развернул торговлю, имея с каждой сделки хороший процент.

В Москве он открыл первую в стране карандашную фабрику, для чего сманил специалистов из Германии, которые за большие деньги раскрыли тщательно охраняемый секрет изготовления грифельного карандаша.

Предприятие назвали "фабрикой им. Сакко и Ванцетти", а не в честь Хаммер, но неприятность сгладилась прибылью в один миллион долларов в год.

Жизнь в СССР была для Хаммера чудесной, как в раю :он женился на дочери бывшего царского офицера с богатым приданым в виде огромного особняка в центре Москвы с прислугой и личным шофёром. Плюс благосклонность властей.

Русский период биографии "красного капиталиста" завершился, когда в Союзе все частные предприятия были переданы государству. Хаммер потерял много денег, но ему удалось вывезти частную коллекцию предметов русского искусства. Более того, Сталин предложил ему стать финансовым представителем СССР на Западе, за что американский товарищ получал отнюдь не скромные проценты.

По возвращению в США, Хаммер выгодно продал все вывезенные ценности, а затем наладил производство и продажу "настоящих яиц Фаберже". И прилично заработал на этом.

Основной же статей заработка осталась торговля горячительными напитками. Хаммер построил завод по производству виски плохого качества, но доступной цены, благодаря чему довольно быстро захватил большую часть рынка.

Следующей ступенью бизнеса была нефтеперерабатывающая компания, "Оксидентал Петролеум", которая к концу восьмидесятых годов заняла 14-е место среди промышленных фирм США. Годовой доход ее превысил 500 млн. долларов.

Нефтяной магнат умел находить общий язык со всеми - с лидерами держав, мафиози, президентами, монархами и диктаторами.

Не забывал он и о своей главной цели - славе спасителя и мецената. Жертвовал огромные средства на лечение онкологии, на реставрации исторических памятников и т.п. И возможно, что он добился бы определённой благодарности и успеха, если бы не делал громких заявлений и не устраивал шоу из каждого акта благотворительности.

Ведь по-настоящему добрых дел он сделал немало. Чего стоит его миссия по спасению ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он одним из первых прислал обученных специалистов на место, добившись открытия лаборатории и привезя лучшего в мире специалиста по пересадке костного мозга - Роберта Гейла.

Ещё один широкий жест Хаммера - реставрация особняка Рузвельта и безвозмездная передача его правительству с условием открытия в нём музея.

Но его тщеславие не знало границ. Так, он утверждал, что станет единственным человеком, который найдёт лекарство от рака, прекратит холодную войну и получит Нобелевскую премию.

К концу жизни он всерьёз занялся увековечиванием собственного имени : нанял нескольких авторов для написания книг о себе любимом, написал автобиографию, открыл научный центр и благотворительный фонд своего имени.

Арманд Хаммер
Арманд Хаммер

Ещё одним финансово успешным проектом сотрудничества с СССР можно считать открытие Хаммером в Тольятти аммиачного завода в 1979 году. Через год при участии Арманда в Москве был открыт центр международной торговли.

Большую часть жизни Хаммеру удавалось маневрировать между разными политическими системами и хорошо зарабатывать во враждующих друг с другом странах, хотя случались и промахи. Самым известным стал Уотергейтский скандал. В процессе судебного разбирательства и последующей отставки Никсона Хаммер попал под суд. Предпринимателю вменялось незаконное финансирование Республиканской партии.

Суд с милосердием отнёсся к болеющему предпринимателю (Хаммер умудрился убедить всех в своём душевном недуге), и тот получил всего год условного осуждения и штраф в 3 тысячи долларов.

Отделался лёгким испугом, но теперь на получении Нобелевской премии можно было ставить крест, ведь её не дают осуждённым, за исключением правозащитников, а Арманд таковым не являлся.

Несмотря на все свои старания, вожделенной награды он не получил, хоть и являлся номинантом.

Скончался одиозный деятель в 1990 году в возрасте 92 лет от рака, оставив после себя сравнительно небольшое наследство - около 40 млн долларов. Куда точно делись остальные деньги, сложно сказать. Возможно, сыграла роль его тяга к роскоши и показная благотворительность.

Его последним дорогостоящим проектом стал музей собственного имени, на который Хаммер потратил порядка 100 млн долларов. Плюс он заплатил музею "Метрополитен" 900 тыс. долларов за то, чтобы они выложили его имя метровыми золотыми буквами в Зале славы.

Услуга стоила в два раза больше, но Арманд обещал заплатить остальное потом. И не успел.

Его сын Джулиан, раздосадованный размерами оставленного наследства, ещё долго отбивался от различных организаций, которым задолжал Арманд, а внук Майкл не пожалел ещё 200 тыс долларов на то, чтобы эти буквы были удалены из Зала славы навсегда.