Когда идешь к своей цели волей-неволей задумываешься о препятствиях – внешних обстоятельствах, соперниках и т.п. Но часто оказывается, что главные преграды находятся не вовне, а внутри нас. Дон Хуан, учитель Карлоса Кастанеды, говорил о четырех внутренних врагах – страхе, ясности, силе и старости.
Большой плюс в том, что эти враги – универсальны, в их основе сама природа человека. А значит и бороться с ними можно универсальными средствами, и погружаться для этого в учение Кастанеды вовсе не обязательно.
В предыдущей статье мы рассмотрели, как бороться с Врагом №1 – страхом. Сегодня рассмотрим Врага №2 – ясность.
Ясность – не столь прозрачный враг, как страх, с которым все понятно. Дон Хуан говорил о ней так: «…вместо страха приходит ясность, которая рассеивает страх… Человек чувствует, что для него не существует тайн». Такая ясность ослепляет. «Она заставляет человека никогда не сомневаться в себе. Она дает уверенность, что он ясно видит все насквозь»[1].
Каждый из нас встречал таких людей. Например, в нашей поликлинике работала врач, на прием к которой старались не записываться – она ставила диагнозы без осмотра, без анализов и не особо слушая жалобы пациента – ей и так все было ясно, ведь у нее – опыт!
Здесь нужно сделать еще одну оговорку. Дон Хуан обращался к людям знания, к «воинам» духа, для которых развитие и движение вперед – главная цель. Но бывает, ясность подкрадывается с другой стороны, когда причиной выступает не развитие, а наоборот, его отсутствие. Обладая весьма ограниченными, а то и просто убогими представлениями о мире, человек, тем не менее, уверен, что познал эту жизнь сполна. При этом противоречий в своих суждениях он не замечает вследствие слабости интеллекта.
Например, есть один сильно пьющий пролетарий, который называет себя православным патриотом. После возлияния он любит сидеть на лавочке перед подъездом, курить и рассуждать о глобальных вещах. В основном, эти рассуждения отзеркаливают пропагандистские лозунги с первого канала. Но однажды он решил рассказать мне о жизни в США. Сам он в этой стране никогда не был и английского не знает (у него и по русскому, вероятно, максимум тройка была). То, что я от него услышал, было совершеннейшей чушью, не имеющей никакого отношения к действительности. Но переубедить его мне не удалось – любые доводы рассыпались о несокрушимый бастион его убежденности – он был совершенно уверен, что обладает ясной и абсолютно истинной картиной мира.
Об этом типе ясности Дон Хуан не говорил, но она и не является врагом в его концепции. Дело в том, что перечисленные выше враги – иерархичны. Сначала человек борется со страхом, и преодолев его, продолжает свой путь. На этом пути он набирается подлинных знаний и опыта, но потом настает момент, когда ему кажется, что он в достаточной мере познал и этот мир, и свое место в нем. Вот тогда и проявляется главная угроза. «Ясность, за которую он так дорого заплатил, - говорит Дон Хуан, - никогда не сменится вновь тьмой и страхом. Все будет навсегда для него ясным, только он никогда больше ничему не научится и ни к чему не будет стремиться»[2]. И эта остановка станет концом его пути.
Что интересно, похожую идею в свое время выдвинул известный теоретик научного познания Карл Поппер, который ввел «принцип фальсификации». Смысл в том, что в развитии науки теории сменяют друг друга, и глядя даже на совершенную теорию мы должны помнить, что и она будет опровергнута (в терминологии Поппера – сфальсифицирована). А если нам предлагают концепцию неопровержимую по определению, то значит эта концепция ненаучна. На этом основании Поппер считал, что религия не может быть научным знанием (подробнее я писал об этом здесь – «Совместимы ли наука и религия?»).
Точно также и человеку полезно помнить, что его картина мира всегда будет далека от совершенства и уж никак не является истиной в последней инстанции. Дон Хуан советует «перед каждым новым шагом тщательно все взвешивать; а прежде всего - знать, что ясность в сущности иллюзорна».
Есть такая притча. Однажды ученик спросил Сократа, почему он так часто говорит «Не знаю»? В ответ Сократ нарисовал два круга, большой и маленький. «Внутри большого круга – то, что знаю я, внутри маленького – то, что знаешь ты. На границе большого круга – то, что не знаю я, маленького – то, что не знаешь ты. Как видишь, мое не-знание гораздо больше твоего».
Действительно, подлинный мудрец, познавая мир, лишь убеждается в том, сколь малы его знания по сравнению с миром. И, продолжая мысль Дона Хуана, однажды человек «…увидит, что ясность была лишь точкой перед глазами». Только так возможно «одолеть своего второго извечного врага и достичь такого положения, в котором уже ничего не сможет повредить. И это не будет заблуждением, всего лишь точкой перед глазами. Это будет подлинная сила»[3].
О силе мы поговорим в следующий раз. Делитесь своим мнением, подписывайтесь, ставьте лайки!
Другие материалы канала:
Четыре внутренних врага человека. Враг №1 – страх, Враг №3 - сила и Враг №4 - старость.
Как «продать» свою болезнь или неприятность?
«Люди, которые читают книги, всегда будут управлять людьми, которые смотрят телевизор!»
10 причин, почему не любят мотоциклистов
Денис Пилипишин
Книги автора можно скачать здесь: https://clc.to/pilipishin
А здесь – www.pilipishin.ru – еще и аудиокниги.