Нет, разумеется, речь не о тех разнообразных изделиях, что продаются в многочисленных магазинах, посещать которые можно лишь по достижении 18 лет )) Речь всего лишь о тренажерах-симуляторах, которые предназначены для обучения водителей автобусов и электробусов ЛиАЗ последних моделей. И это тоже весьма и весьма интересная игрушка для взрослых дядек )) В обшей сложности учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс» получил три таких комплекса.
Эти тренажеры являются точной имитацией кабины серийных ЛиАЗов, где в режиме реального времени моделируются всевозможные дорожные ситуации. Водитель сидит в настоящем автобусном кресле и держит в руках настоящий автобусный руль, перед ним – не менее настоящая автобусная панель приборов. Под правой ногой – стандартные педали. Вот только вместо реальных окон в кабине – огромные мониторы со всех трех сторон. А в заднюю перегородку встроен динамик, обеспечивающий необходимое для симуляции звуковое сопровождение.
Обучающая система тренажера имитирует поездки на реальных маршрутах Москвы с воспроизведением существующих объектов дорожной инфраструктуры. За рулем симулятора обучаемый отрабатывает полный спектр маневров при работе на маршруте: заезд и выезд с остановки, остановка на светофоре, проезд пешеходных переходов, перестроение на другую полосу и т.д. Особое внимание уделяется отработке действий водителя в нештатных ситуациях, связанных со сложными погодными условиями или затруднениями в дорожном движении (например, необходимость объехать возникшую на пути аварию или сманеврировать в условиях закрытого обзора). Ну и, конечно же, что за симулятор без злостных нарушителей ПДД? В процессе обучения «водителю» придется уворачиваться от выскочивших на «встречку» автомобилей, тормозить перед пешеходами-камикадзе и как-то разбираться с «джигитами», которые будут пытаться нагло подрезать автобус. В общем, должно быть весело ))
Как видно на втором снимке, кабина не просто стоит на полу, а представляет собой подвижную подрессоренную систему (динамическую платформу), положение которой изменяется в соответствии с происходящим в программе. Поэтому если водитель топнет в пол педаль тормоза при «езде по асфальту», кабину весьма неслабо качнет вперед и вниз. А при проезде лежачих полицейских водителя маленько подбросит вверх. При этом на симуляторе можно отрабатывать как движение на «одиночке» (автобусе ЛиАЗ-5292 или электробусе ЛиАЗ-6274), так и на «гармошке» ЛиАЗ-6213: реакция платформы на одни и те же действия водителя в каждом случае будет различной. А еще симулятор позволяет освоить непривычный для большинства водителей автобусов процесс подзарядки «батареек» электробуса.
А вот, кстати, интересно, какой спектр ощущений испытает водитель, если решит поиграть в Grand Theft Auto и разнесет на симуляторе пару-тройку надоевших соседей по потоку? ))