Часть 13.
В качестве эпиграфа.
Rina, я сейчас как-раз бьюсь над серией "Время жатвы", так у меня просто когнитивный диссонанс. Тут идут первые 5 минут, а там ляпов на две главы обзора! И я чувствую себя, как собачка, которая увидела баобаб и сказала: "Это неописуемо". (комментарий автора)
Отсчет пошел.
0-0:33. Титры к фильму.
0:33. Лес. По лесу пешком (!!) бредут четыре охранника в лапотках, сопровождающие грязную телегу, нагруженную тремя взрослыми мужчинами, ребенком, сеном и здоровенным сундуком, похожим на гроб. Напоминающий учителя старичок на телеге рассуждает о пользе знаний, при этом с высоты своего высшего средневекового образования насмехается над возницей, который не знает, что на Васильковый день (день Василиска) работать нельзя, чтобы васильки все поле не заполонили. Охранники – в шлемах (слава те господи!), причем шлемы действительно достаточно удобны для ношения. Но вот одеты охранники в какую-то смесь разнокалиберного барахла, не говоря уже о том, что от этой многочасовой ходьбы они уже еле ноги волочат. Охранники никогда не слыхали анекдот: «А вдруг война, а я уставший!», нет?
01:25. И тут, подслушав мои мысли, на них нападают! Сначала, естественно, нападает слоумо, в котором охранники под волчий вой медленно оглядываются вокруг с видом: «Ве ра ю? Ве ра ю десапиед?» («Куда они исчезли?») В это время мелкий ребенок лезет под телегу.
1:42. Потом напрыгивают волки (те самые, которые летом в стаю не собираются и людьми не интересуются), а затем за спинами вертящих головами в слоумо охранников материализуются элегантные мужчины в мехах – Лютан и Тур. Материализуются в слоумо, а потом несколько секунд стоят и контрастируют.
2:24-2:34. Показ первых табличек с именами героев в этом фильме – соответственно Тура и Лютана.
2:34. В знак отрыва от христианских обычаев, герои-язычники чисто вымыты и одеты в светлые одежды. И имеют светлые волосы и глаза, в то время как подавляющее большинство русичей в сериале щеголяют черными волосами и карими глазами (и имеют кавказские корни, судя по биографии актеров). А ещё, когда они хватают ребенка из-под телеги и уводят его, камера в слоумо приближает к нам сидячего волка, и становится видно, что это… собака породы хаски! В быстрой схватке-то оно не особо было видно, но безжалостное слоумо и гений оператор словно поставили целью сделать каждый киноляп заметнее. Даже не так, а вот так: (слоумо) ЗАМЕТНЕЕ!!!! (слоумо). А то вдруг кто пропустит.
2:51. Великий Новгород. На колокольне стоит дородный (в смысле, что, судя по всему, ему до родов осталась неделя максимум) боярин Мстислав, опершись на перила и отклячив прямо в кадр и без того необъятный зад. Он снова без шапки, при этом его густые, длинные рыжие локоны ниспадают почти до пояса. Не менее знатный, но тощий, как соломинка, и одетый в какие-то невнятные тряпки боярин Трифон, широко расставив ноги, медленно подходит к Мстиславу сзади, но осознав, что это могут понять превратно, несколько смещается вправо и начинает гнусить свой текст.
3:10-5:04. Мстислав недоволен: Трифон скрыл от него, что княжич жив.
Трифон намекает, что княжичу недолго оставаться на этом свете. Мстислав против убийства. Он угрожает Трифону разоблачением. Разыгрывается неприятная и одновременно смешная сцена, где (мой совет – отключить на это время звук) Мстислава можно реально принять за залетевшую девку, которая пытается с виновника взыскать алименты на ребенка. Однако «погубитель девичьей чести» Трифон после тщетных попыток умасливаний и нежного поглаживания (!) груди посадника решает с алиментов «соскочить», поэтому посадник Мстислав совершает где-то за кадром недолгий полет с колокольни на двор, и в следующей сцене мы видим, как он лежит там на спине, а его 9-месячное пузо содрогается в схватках – по крайней мере, так это выглядит со стороны.
В это время боярин Трифон удаляется от колокольни с умиротворенным лицом Джокера, взорвавшего госпиталь.
***
Теперь о маразме подробнее
У меня трещат по швам все мои духовные скрепы! Мне, по самым скромным прикидкам, подробных объяснений по этим пяти минутам на три страницы хватит.
Итак, начнем с первой сцены. Вспомним, что время тогда было сложное, поэтому любой боярский мальчик уже в 4 года впервые садился на коня и получал первый меч (липовый, длиной, как говорят, 90 см). Это значило, что детство для него кончилось. Отныне его отбирали от мамок-нянек и учили биться на мечах, ездить на коне, стрелять из лука, плавать и драться. Одновременно шло обучение грамоте.
Не отставали и простые люди. В деревнях у детей с трех лет уже были свои обязанности: мальчики помогали отцам, девочки – матерям. Вспомните Н.А. Некрасова и его "мужичка с ноготок".
Лошадь в то время была, как нынче машина и велосипед. Без нее обычно в более-менее далекие поездки не пускались. И поездки верхом были настолько обычным делом, что Владимир Мономах в "Поучении" писал, как раз сто ездил из Чернигова к своему тятеньке в Киев, проезжая 127 км за день и успевая к вечерней молитве.
Зная это, элитная «охрана» воспринимается как королевская охота в 1 сезоне «Игры престолов» из четырех человек! И то, что эту охрану размотали за 10 секунд два язычника с одной хаски* – чистое позорище!
Кто скажет, что этот мирный пёсель похож на волка, пусть первый бросит в меня камень.
Далее. Мы же помним, что каждый герой у нас сопровождается личной табличкой с его именем и гордым профилем?
Так вот, шиш ребенку, а не табличка! Шиш его провожатым, а не табличка! Сдохните безвестными, как собаки! И пусть зрители до конца серии вообще не поймут, кто это был и куда ехал. А когда поймут, схватятся за голову, подумав, что богатый отец ребенка был ненормальным, раз, имея много денег, оделся в нищее тряпье, взял замурзанную телегу и набрал в охрану каких-то калек, не снабдив их ни приличным оружием, ни лошадьми.
Снять сериал максимально плохо – таков путь режиссера «Дружины»!
Приватный разговор посадника Мстислава с боярином Трифоном тоже забавен. Это ж какая лихоманка потащила грузного Мстислава на колокольню за своей смертью? Он не мог с Трифоном встретиться в нормальной обстановке? У себя в доме, например, или на торжище? И почему два знатных человека везде бегают на своих двоих и без свиты? Если они хотели эту встречу скрыть, зачем встретились на открытой всем взорам и ветрам колокольне? Почему между ними такие панибратские отношения? Зачем Трифон гладил грудь Мстислава? Почему никто на вопли падающего с колокольни Мстислава не обернулся и не захотел узнать, кто его сбросил?..
Так, придется на этом закругляться, а то целая простыня получается. Про язычников – в следующих частях.