Найти тему
Музеолог

Французский художник, тонко чувствующий все оттенки природы.

Сегодня, я хочу рассказать о французском художнике импрессионисте Альфреде Сислее, о человеке, тонко чувствовавшем природу и который создал «пейзаж настроения» во французской живописи.

"Портрет А. Сислея" О. Ренуар  Репродукция с открытых источников
"Портрет А. Сислея" О. Ренуар Репродукция с открытых источников

Художник писал однажды своему другу: «Не все розово в ремесле пейзажиста. Сегодня утром ветер был такой сильный, что пришлось бросить. Погода хмурится…»

По – видимому, в один из таких дней и был создан пейзаж «Ветреный день в Вэне», хранящийся в Эрмитаже. Написан он был в 1882 году, когда Сислей жил в Вэне, недалеко от Парижа. Это очаровательный уголок центральной Франции. Его поля и фруктовые сады дышат безмятежным покоем. Но бывают дни, когда все внезапно меняется. Налетевший ветер клонит к земле ветви и рвет на деревьях листву. Небо затягивается беспорядочно несущими облаками. Иногда сквозь их пелену еще проглядывает яркая голубизна, но и она тотчас исчезает. Теперь корявые стволы на фоне серого неба кажутся печальными и беззащитными, а протянувшиеся до горизонта полосы пашни навевают уныние. Порывы ветра налетают все с большей силой.

«Ветреный день в Вэне» Репродукция с открытых источников
«Ветреный день в Вэне» Репродукция с открытых источников

В этом пейзаже зрителя привлекает умение художника поразительно точно передать состояние природы. Сислей поставил перед собой цель – выразить ощущение очень сильного ветра, что достигается, прежде всего, средствами композиции. В «Ветреном дне» не сильно, хотя совершенно ясно, верхняя часть картины преобладает над нижней, главное здесь небо. Это одна из тех черточек, которая чрезвычайно характерна для Сислея.

Сислей говорил, что картину он всегда начинает с неба, что небо не может быть только фоном, оно придает картине глубину и сообщает ей движение. При слабом рассеянном свете прижатая к земле трава становится очень темной. Изменившееся освещение все окрашивает в новые тона. Чтобы заставить нас почувствовать это состояние природы, художник пишет каждый предмет не локальным, обычно присущим ему цветом, а придает предмету оттенок, приобретенный в результате изменения окружающих условий. Оттенок цвета нужно схватить мгновенно, - в следующий момент он станет совсем иным. У художника нет времени для того, чтобы достичь нужного эффекта посредством наложения прозрачного слоя одной краски поверх другой. Он быстро смешивает краски на палитре или даже прямо на холсте. Внимательно рассматривая этот пейзаж, убеждаешься в том, что огромную роль здесь играет не только цвет каждого пятна, но и то, как краска положена на холст.

Сам Сислей считал, что именно фактура должна передавать зрителю впечатление, которое захватило художника. Ощущение ветра усиливается из-за того, что листва на одном из деревьев написана маленькими выпуклыми мазками на более гладком фоне, а плотно написанные ветви рельефно выступают над плоскостью холста.

"Городок Вильнев -ла- Гаренн" 1872г.  Картина тоже находится в Эрмитаже Фото автора.
"Городок Вильнев -ла- Гаренн" 1872г. Картина тоже находится в Эрмитаже Фото автора.

«Я стою за различную фактуру в пределах одной картины», - говорил Сислей.» Облака в пейзаже Сислея, мчатся так стремительно потому, что длинные крупные мазки, которыми они написаны, сталкиваются и пересекаются в разных направлениях.

Сислей не писал просто этюд, остановившись на том месте, которое чем-то понравилось ему. Он сознательно выбрал внешне малоинтересный мотив: поле и несколько низкорослых деревьев. Он работал в трудных условиях, при сильном ветре, потому что его заинтересовало именно это состояние природы. Такой пейзаж в творчестве художника играет роль самостоятельной картины, а не наброска с натуры.