В июне, то есть в конце прошлого учебного года, я опубликовала статью с громким названием "Крах системы дистанционного образования". В ней говорилось о том, что "цыплят по осени считают", а студентов - летом. Во время сессии. И во время той сессии мы недосчитались. Многие не сдали курсовые работы, не "пришли" на зачеты и экзамены и в итоге отрастили длинные пушистые "хвосты".
В этом семестре мне открылось нечто новое. Я буквально прозрела. У нас довольно много студентов, как их принято сейчас называть, с ограниченными возможностями здоровья. Если с небольшими ограничениями, то настоящая инклюзия. А вот если тяжелые нарушения? Как они учились раньше?
Да никто в сущности не ведает, как. Куда кривая выведет. То есть формально они числились как обучающиеся по индивидуальному плану. Должны были сами что-то читать, изучать, работы присылать готовые. Конечно, в университете их никто никогда не видел. До сдачи зачетов и экзаменов, похоже, они во времена докризисные так и не добрались. В те времена все задавались вопросом, как же эти самые зачеты и экзамены с ними проводить-то. И сейчас над этими студентами нависла мрачная туча пересдач. "Вспомнить все".
И вот тут-то выяснилось, что дистанционное образование именно для них - великое благо. Ездить, ходить в университет не нужно. Достаточно подключиться к трансляции лекции или удаленно поучаствовать в практическом занятии. А уж зачеты да экзамены - просто именины сердца! Они ведь тоже все виртуальные.
Поэтому некоторые мамы некоторых таких студентов не устают хвалить университет за неожиданные дары. Однако эти "дары" предназначались не конкретно данным студентам, а любым студентам. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья просто присоединяются к процессам, организуемым для целой группы или даже курса. И в итоге очень довольны.
Но не все из них включились и "подключились". Кто-то "потерялся" по пути. Как это ни странно. Да, есть такие студенты, которые забрасывают университет электронными письмами с вопросами о том, когда и как им теперь пересдать зачеты и экзамены, но упорно игнорируют текущие занятия этого, осеннего, семестра, даже получив четкие "указания", куда и как им "подключаться", чтобы не отставать от сокурсников.
Этот феномен мне до конца не ясен. С одной стороны, они рвутся учиться, с другой, - не реагируют на неоднократно повторяемые "приглашения". Возможно, секрет в том, что это они не учиться рвутся, а боятся быть отчисленными.
Хотя у нас этого бояться не приходится - никого же не отчисляют и не отчислят все равно. А уж тем более кто посмеет посягнуть на такую специфическую категорию студентов? Это ж возьмут и навесят, чего доброго, ярлыки "нетолерантности" и "нелояльности". А мы-то хотим создавать радужный образ самого клиентоориентированного (нет, я не оговорилась) вуза в мире.
Конечно, насильно мил не будешь, но дипломы должны на выходе получить все, кто пришел ко входу. В наш университет.
Для обычных студентов, как по мне, "дистанционка" - темный путь дегуманизации, десоциализации и демотивации, тогда как для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - действительно неплохой шанс влиться в хоть какую-то, пусть и усеченную, но жизнь. Тем не менее не все спешат пользоваться этим шансом.
А как учились и учатся ваши знакомые с подобными проблемами? В школе, в колледже, в вузе... Расскажите в комментариях.
Другие статьи читайте в моем "Дневнике туповатой кандидатки". Не забывайте подписываться и ставить лайки.