Найти тему

Агрессивный ребенок в классе

Оглавление
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Буквально на днях в Нижнем Новгороде местные паблики всколыхнуло видео, но котором вахтерша пытается силой заставить ученика сидеть на стуле. При этом мальчик вырывается, но женщина силой и довольно резко дергает его за руку и пытается успокоить его "удушающим" - прижимает его рукой в области шеи.. Выходит педагог и ситуация резко прекращается после того, как один из наблюдающих детей говорит, что все снимает на видео. Перед занавесом, педагог подзывает всех детей и требует удалить видео инцидента.

Большинство комментариев под этими постами о том, что вахтерша поступила правильно, а то дети совсем обнаглели.

Но на самом деле:

Во-первых, нарушены физические границы ребенка, который требовал, чтобы его отпустили. Личные границы - это основа безопасности. И никто не имеет права их нарушать.

Во-вторых, к ребенку применили силу и этим могли нанести вред здоровью, например: вывихнуть ту же руку или случайно ударить головой об угол стола и т.д.

В-третьих, ситуация опасна последствиями для вахтера, особенно, если бы ребенок пострадал в результате ее действий.

В качестве оправдания действий вахтера, говорится, что она своим поведением защищала другого ученика, который пострадал от этого мальчика. Но методы защиты - были выбраны неправильные. Неправильное и даже агрессивное поведение ребенка не дает право применять к нему "насильственные методы воспитания".

Но давайте все же поговорим о агрессии в классе. Почему? Что же делать все сторонам, в том числе и агрессору.

Причины агрессии

Проблемы с агрессией в классе могут быть по разным причинам. Их довольно много, но в целом можно выделить 3 большие группы:

1. Проблемы в семье ребенка, которые оказывают влияние на его эмоциональное состояние или моделируют стиль его общения с окружающими.

2. Противостояние буллингу, если агрессор - изгой в классе. Тут важно не запутаться, поскольку это снежный ком из ответных реакций на агрессии друг друга.

3. Состояние здоровья ребенка, поскольку агрессия может быть обусловлена гормональными проблемами, психическими расстройствами, неврологическими нарушениями.

Конкретные действия важны для всех:

Знать причину такого поведения нужно, чтобы можно было предпринять конкретные действия. И именно конкретные действия важны для всех:

✔️
Для "агрессивного ребенка" - это помощь, поскольку постоянная агрессия, может привести к очень серьезным последствиям для самого агрессора. Очень часто родители агрессивного ребенка готовы помогать школе справляться в агрессией, я это знаю на примере родителей детей с СДВГ - одни из самых "мешающих" и "неудобных" детей.

✔️
Для остальных учеников в классе - конкретные действия школы важны в плане физической и психологической безопасности. При этом важно отметить, что просто "убрать ребенка", "выдавить" его из школы не получится - для этого нет оснований. Но если школа ничего не делает, чтобы скорректировать агрессивное поведение ребенка, то это основания для заявления. Тут главное задавать вопрос: что именно школа делает, чтобы ребенок перестал быть агрессивным.

✔️
Для школы в любом случае будет полезным иметь отлаженный алгоритм для работы с такими детьми, а их бывает много.

Агрессивное поведение ребенка, не подразумевает, что коллектив школы имеет право применять к нему силу. 

Для защитить от агрессора можно увести других детей или увести агрессора,  позвать психолога или социального педагога, чтобы тот помог ребенку справиться с эмоциями, если этого до сих пор не удалось. Обязательно позвонить родителям.

Но смотрите, если мы знаем причину, то мы работаем именно с ней:
✔️ребенок ходит к психологу и тот проводит занятия;
✔️ребенок учится выражать свои эмоции, опять же посредством слаженной работы психолога, педагога и родителей (утопия?);
✔️проводим профилактику буллинга и учим детей обращаться за помощью к взрослым, если они столкнулись с агрессией;
✔️учитываем личные особенности агрессивного ребенка, если причина агрессии в состоянии его здоровья. Но не в качестве поблажек. Например, высидеть 45 минут для ребенка с СДВГ - это практически нереально, очень сложно. И на перемене может произойти выплеск агрессии - разрядка накопленного напряжения.

Что еще можно сделать?

Школа может многое делать, главное для школы - подбирать варианты в соответствии с причиной. И никто не сможет упрекнуть школу в том, что они закрыли глаза на "агрессивного ребенка", на его трудности и на трудности всего класса.

Избежать взрывоопасных ситуаций, можно, если задействованы все окружающие ребенка взрослые. С опасным поведением нужно что-то делать.


Ваш тренер,
Ольга Демидова